Найти тему
Новый драматический театр

Как написать отзыв о спектакле

Оглавление

Театры высоко ценят обратную связь, и всегда радуются зрительским отзывам. Но всегда интереснее прочитать разбор, чем сжатую оценку ("хорошо" или "плохо", "понравилось" или "не понравилось"). Рецензия, которая содержит живые впечатления, анализ увиденного, помогает и другим зрителям, которые ещё только принимают решение — стоит ли покупать билет. Попробуем стать ненадолго театральными критиками?

Пишем рецензию на спектакль
Пишем рецензию на спектакль

Главный совет — не спешите давать советы. Ваш читатель и так поймёт, нужно ли ему идти в #театр, если вы опишете, что конкретно происходит на сцене. Допустим, в спектакле по пьесе Островского — сапоги, самовары, длинные платья и яркие платки, — это заинтересует консервативную публику; современные костюмы, ноутбуки и самокаты — подойдёт зрителям широких взглядов. На сцене пышное шоу, видеопроекции, трюки и массовые танцы — любители камерных моноспектаклей могут не беспокоиться.

Но помните, что никто не любит спойлеры! Если вы видите в сюжете что-то особенное, необычное, неожиданное, то лучше не лишать других удовольствия самим испытать ощущение новизны и небольшого личного открытия. Этот простой принцип необходимо соблюдать в знак уважения к людям, которым будет неинтересно смотреть спектакль после вас, зная, что "убийца — садовник". Классические #пьесы обычно все знают, и тут можно не опасаться — вряд ли для кого-то будет сюрпризом, что Ромео и Джульетта погибли, а Хлестаков будет разоблачён. Но если пьеса малоизвестная, да ещё с лихо закрученной интригой...

Лучше напишите, если владеете контекстом, на какие типы зрелища больше похоже увиденное вами; какой эстетике ближе. Жизнеподобный это спектакль — или поэтический, с большей мерой условности? Сильно ли режиссёр трансформирует материал (если речь идёт о классике)? Насколько радикальна пьеса, если это современная драма? Будет ли она понятна широкой публике — или это сложный авторский театральный текст, рассчитанный на узкий круг посвящённых?

ВАЖНО! Можно описать в #рецензии яркие моменты, но оборвать их на самом интересном месте — это всегда захватывает. То есть, если вам понравился спектакль, и вы хотите поделиться эмоциями, стимулировать других людей тоже пойти в театр. Если вам особенно запомнился какой-то исполнитель, обязательно упомяните его, актёру будет приятно, что его труд отмечен. Неудачные, с вашей точки зрения, актёрские работы лучше вообще не упоминать. Кто знает, почему в этот раз роль не получилась? Актёры — живые люди, и на следующем представлении всё может быть совсем иначе.

Искусство содержательной рецензии

Секрет в том, что чем больше информации, тем лучше. Общие слова ("Замечательно!", "Гениально!" или наоборот "Ужас!", "Не ходите туда никогда!") никому ни о чём не скажут, кроме того, что вы остались неравнодушны. Такие тексты читать скучновато, они напоминают либо шаблонную вирусную рекламу, либо голословное брюзжание.

Настоящая критика — это прежде всего попытка вступить со спектаклем во внутренний диалог, понять его и описать, услышать, о чём вам говорит театр.

А для этого необходимо сначала внимательно посмотреть, а потом сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами. Когда вы начнёте писать взвешенный текст, разбираясь, что именно вызвало в вас отклик, вам будет уже не до прямых оценок. Конечно, иногда трудно понять, почему что-то "цепляет", а что-то раздражает, но отрефлексировать свои чувства и внятно изложить их на письме — необычайно увлекательно. Попробуйте вдумчиво прочитать несколько профессиональных рецензий, и вы поймёте: того, что в быту мы привыкли называть "критикой" (прямолинейного указания на недостатки без упоминания достоинств; насмешек, обвинений в бездарности) там нет. Если, конечно, действительно пишет профессионал...

Для театра отзывы зрителей так же важны, как и критические статьи в прессе. Ведь только благодаря им режиссёр и актёры понимают, удалось ли им воплотить свой замысел, и понятен ли он публике.

Структура отзыва

Построить отзыв можно по-разному, но лучше, если у него будет структура: вступление (например, о вашем личном отношении к данному театру или о знакомстве с режиссурой спектакля), основная часть (описание наиболее впечатляющих моментов), заключение (ваша оценка).

Чтобы отзыв о спектакле получился интересным и содержательным, не бойтесь подробно описывать то, что вам запомнилось. Возможно, это будут декорации, какой-то музыкальный номер, костюмы. Нет ничего хуже, чем общие фразы без конкретики. Вспомните, как они раздражают вас в отзывах о товарах и услугах: вы хотите понять, к примеру, размер, мощность или объём чего-либо, а вам пишут: "Мы очень довольны!" #спектакль, конечно, не смартфон и не пылесос, но у него тоже есть объективные параметры: пьеса, сценография, режиссура актёрский состав. Почему бы не заняться их анализом? Попробовать охватить спектакль в его существенных линиях, выявить особенности режиссерской трактовки пьесы и ее сценического воплощения.

Любой отзыв украсят какие-то интересные исторические факты, отсылки, красивые образы. Испортят — советы постановщику, пустословие, снобизм. Никто не ждёт от вас только похвал и восторгов, но и оскорблять театр некрасиво. Мы трудимся для вас, и меньше всего хотим, чтобы ваш вечер был испорчен!

Ждём вас на спектаклях Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, д. 2), заказ билетов по телефону +7 (499)182-03-47
💥 АФИША И БИЛЕТЫ ОНЛАЙН 💥