Существуют государственные программы, благодаря которым рязанцы, проживающие в многоквартирных домах, могут с минимальными финансовыми затратами отремонтировать свой двор, построить цивилизованную парковку, поставить игровое оборудование для детей, залатать метровые ямы на дороге. И власти Рязани всячески призывают людей в этих программах участвовать. Однако в городе до сих пор есть маргинальная категория «бесправных» домов. Земля под ними и рядом с ними не принадлежит никому: ни людям, ни городу. А потому все блага цивилизации — от программ благоустройства до опилки аварийных деревьев и расчистки снега зимой — проходят мимо этих домов. Жители дома на улице Пушкина — военные пенсионеры и ветераны — обратились в редакцию YA62.ru и попросили рассказать историю их «бесправной» жизни.
Старший по дому на Пушкина, 54 Анатолий Тимофеев стоит у подъезда. Встречать журналиста он вышел ровно в 13:30, как договаривались. Военная точность и четкость выполненных действий, свойственная многим жильцам этого дома. Наверное, поэтому людям сложно разобраться в путанице бюрократических нюансов. Но у Анатолия Михайловича еще с молодости прозвище «Умный» — и он пытается разобраться, чтобы решить проблему.
— Этот дом — проект 1966 года для военных десантного полка, – показывает Тимофеев свои «владения». — В основном в доме жили преподаватели Десантного училища. Здесь жил мой тесть — замначальника штаба. А сын его служил в 3-й роте, погиб в Афганистане. Такой «военный» дом здесь не один, их много на соседних улицах. И болезнь у всех у нас одна и та же — ничья земля.
Собеседник YA62.ru рассказывает, что раньше дом принадлежал Министерству обороны, и никаких проблем не было ни с ремонтом, ни с благоустройством территории — крыша не протекала, вода исправно шла и холодная, и горячая, из подвала не воняло, а дорога была ровная. За домом следила относящаяся к Минобороны организация — коммунально-эксплуатационная часть №1. Однако в 2009 году военные передали дом вместе с коммуникациями государству. Почему мэрия не приняла землю под домом и вокруг него в муниципалитет — неясно до сих пор.
— Жители дома неоднократно обращались в администрацию Рязани, в управление земельных отношений, начиная с 2010 года, — рассказывает историю Тимофеев. — Те, кто занимался вопросом земли еще до меня, говорили, что якобы был документ, согласно которому жильцы дома отказались от земли сами. Согласно другому документу — собственников в доме и вовсе не было, чтобы принимать какие-то решения. Лично я эти бумаги никогда не видел. Но я знаю, что у земли есть кадастровый номер, есть свидетельство на землю, но при этом в ГИС ЖКХ нет данных о том, что является ее собственником.
Именно из-за неразберихи с принадлежностью земли у жителей регулярно возникают проблемы с элементарными вопросами благоустройства территории.
— Получается, что город за территорию вокруг дома ответственности не несет, и управляющая компания отказывается ее убирать, — рассказывают жители дома. — Вот, например, стоит сухая береза. У нас таких во дворе 12 штук. При каждом порыве ветра деревья качаются, не дай бог упадут. Управляющая компания говорит — это не наша территория. Писали в дирекцию благоустройства — там сказали, что на выполнение этих работ нет денег. Как только появятся, они тут же приедут. С момента обращения идет третий год.
— Конечно, наверное, многие скажут, что ради собственной безопасности можно и скинуться всем домом, вызвать частника за деньги, чтобы спилил деревья. Но в доме живут в основном пенсионеры, которые не самые богатые люди в городе, — возмущаются жители дома. — Мы и так многое делаем за свой счет.
По словам старшего по дому, не так давно людям своими силами удалось установить придомовое освещение на подъездах. Скидывались всем миром, по 100 рублей с человека, или кто сколько может сдать. В итоге над каждой входной дверью теперь есть фонарь. Но не на все нужды дома люди готовы скидываться, особенно, когда есть управляющая компания, которая берет за свою работу деньги и ежемесячные поборы за капремонт.
— Доходит до смешного, — рассказывает Тимофеев. — Не так давно мы через местных депутатов составили запрос в УМВД по поводу ненадлежащего состояния дороги возле дома — огромные ямы, ходить и ездить невозможно. Сотрудники полиции приехали, изучили местность и составили документ: земля ничейная, но ямы надо устранить. Долго думали, кому это предписание адресовать, и в итоге отправили в управление благоустройства Рязани. Стоит ли говорить о том, что предписание полиции никто исполнять не собирается? Потом вот были в управлении ЖКХ, с нами разговаривал заместитель начальника Эдуард Алтунин, обсуждался вопрос участия дворов в государственной программе благоустройства. Я говорю: у нас земли нет. Он отвечает: идите к юристам. Прямо там сидели юристы, я к ним с этим вопросом. Они, мол, не может быть такого. Стали документы поднимать — и правда, нет земли, ничем не можем вам помочь, идите в управление земельных отношений, составляйте план-схему земельного участка вокруг дома. Я туда, а мне там и говорят: платите пять тысяч рублей за услугу и еще тысячу — мимо кассы — чтобы, так сказать, ускорить процесс. Я говорю: как я буду такие деньги с пенсионеров просить? А мне и отвечают: это уж вы как хотите...
По словам местных, пенсионеров в доме действительно 90%, многие живут в одиночестве. Ответственные люди вовремя платят коммуналку, после чего остаются практически с пустыми карманами. Денег хватает только на еду и лекарства. Даже если предположить, что бумажную волокиту и походы по инстанциям Анатолий Тимофеев возьмет на себя, то неизвестно в какую итоговую сумму встанет оформление земли. А пока люди задаются вопросом: как так получилось, что территория не принадлежит даже администрации Рязани? И почему этот вопрос с 2009 года до сих пор не решен?
— Ну, не может же быть так, чтобы земля в городе не принадлежала никому вообще, — удивляется старший по дому. — Властям Рязани стоит заняться этой проблемой, потому что такая ситуация не только в нашем доме.
Людей обижает тот факт, что они внезапно стали никому не нужны, и вместе с землей потеряли возможность получать такие элементарные городские блага, как расчистка снега зимой и латание ям на дороге летом.
О том, что во время дождя после капремонта в доме крыша течет, а в нескольких подъездах треснул и прогнулся фундамент — местные упоминают и вовсе вскользь. Говорят, это совсем другая история и для начала хотелось бы разобраться с бесхозной землей.
Дарья Копосова
Подписывайтесь на крупнейший новостной Telegram-канал Рязани!