Найти тему
Пограничный контроль

Как вы обращаетесь с человеком – таким он с вами и будет

В знаменитой пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» (по которой еще сняли мюзикл «Моя прекрасная леди» с Одри Хэпберн) известный лондонский профессор обучает искусству правильно разговаривать юную цветочницу Элизу. Это обучение, как считает профессор Хиггинс, должно превратить простую девушку с вульгарной речью в великолепную леди из высшего света.

И в леди цветочница все-таки превратилась. Но, как говорит в конце пьесы сама Элиза, вовсе не благодаря мастерству профессора, а скорее, вопреки ему. «Для профессора Хиггинса я всегда останусь цветочницей, потому что он себя со мной держит как с цветочницей; но я знаю, что для вас я могу стать леди, потому что вы всегда держите себя со мной как с леди», - говорит Элиза другу профессора полковнику Пикерингу.

Элиза и Пикеринг. Twitter›zlata_russia
Элиза и Пикеринг. Twitter›zlata_russia

Гениальный Бернард Шоу в одной этой строчке показал то, что потом в многих и многих книгах будут доказывать и обосновывать психологи и социологи. Человеческая личность устроена так, что человек отражает отношение к нему. Особенности окружающей среды и характер отношения людей в действии определенным образом формирует поведение человека. То есть опять наша любимая физика, где «сила действия равна силе противодействия».

Как я уже не раз писала, пренебрежение законами не только психологии, но и физики – именно то, что страшно удручает меня в адептах перевернутой этики. Ведь люди совершенно серьезно думают, что, если они будут обращаться с порядочными людьми, как с подонками, те в ответ будут вести себя как порядочные люди. И постоянно удивляются, когда в ответ получают «ну ок, я подонок». И сильно негодуют по этому поводу.

Этот процесс вообще очень хорошо описан в возрастной психологии, потому что дети – чистый лист, и манера обращения с ними очень влияет на становление личности. Это было доказано очень многими и разнообразными исследованиями.

То есть, например, если учительница в классе постоянно твердит детям уже в первых-вторых-третьих классах, что они лодыри, бездельники, безответственные прогульщики, трудно ожидать, что большинство из них не станут такими к классу восьмому, правда? А учителя почему-то ожидают. И это очень странно.

Потому что дети в первом классе иногда даже значения слова «лодырь» не понимают, а их так уже заранее обозвали. И они приходят домой и спрашивают: «Мама, а что такое лодырь?». И мама хватается за голову, потому что она-то учила своего ребенка добросовестно трудиться и выполнять свои обещания и обязательства. А тут на голубом глазу такое прилетает!

На самом деле, даже взрослому человеку очень трудно устоять, когда с ним обращаются как с плохим. Обесценивают его работу и достижения, навешивают ярлыки по каким-то плохо понятным или вообще выдуманным признакам. Надо быть очень сильным и (или) иметь мощную поддержку где-то еще, чтобы оставаться хорошим, честным, искренним, верным, трудолюбивым. И очень хорошо, что такие сильные люди существуют и помогают нам сохранять веру в человечество.

Элиза и Хиггинс. newslab.ru
Элиза и Хиггинс. newslab.ru

Но очень часто происходит иначе. И если вы обращаетесь с хорошим человеком как с плохим, не удивляйтесь, когда он будет вести себя с вами плохо. Он, может быть, и останется хорошим для себя или других нормальных людей, но именно с вами он будет плохим.

Потому что вы просто не оставили ему выбора. Потому что вы все про него заранее уже решили. Потому что вам так было удобно и выгодно. Потому что вы просто не хотите над собой работать, себя контролировать и сдерживать дурные инстинкты. И вообще думать и анализировать ситуацию никак не хотите.

Ну вот вам и цветочница, что ж.