Найти тему
Пенсионер с удочкой

Леща у нас много... пока!

Короткая зарисовка из рейда общественного патруля рыбоохраны, совместно с инспекцией.

Место - юг Ладожского озера близ Новой Ладоги. Координаты по совершенно понятным причинам не сообщаю.

Район в котором сегодняшними Правилами рыболовства запрет на лов леща наступает с 16 мая.

Пять лет мы наблюдаем за этими местами. Ни разу лещ не нерестился после 15го, всегда раньше.

Вот и в этом году как только ударило большое серьезное тепло, так он и пошел в берег. Какое удовольствие видеть, когда на мелководьи ходят ходуном тростники и спины огромных ладожских лещей высовываются из воды. Лещ на Ладоге хорош, что есть, то есть. Естественных врагов у него мало, в уловах любителей его практически нет, и основной урон поголовью наносит промысел.

Лещ сейчас не относится к числу рыб, на который устанавливается общедопустимый улов. То есть состояние стада не вызывает у ученых ихтиологов опасений. Поэтому разрешения на лов выдаются в количествах таких, сколько промысел готов выловить. Важно только честно заполнять промысловые журналы, показывая объем уловов, да вовремя получать разрешения при выборе квоты.

Вопрос только в том, как и когда его ловить.Вот тут то и получается ситуация которая вызывает у меня недоумение.

Как известно, самое опасное для популяции рыбы- это вылов ее во время нереста, когда она в максимальной концентрации и должна дать жизнь новому поколению. И в теории правила Западного бассейна это учитывают. Как я уже писал выше , с 16 мая практически все южное побережье от Назии до Волхова оказывается запретным для лова леща. Но, который год наблюдаю одну и ту же картину, лещ уже пошел на нерест, запрета еще нет, а все плавни уставлены сетями.

Вот и в этот раз, наткнулись на сети, и пока инспектор и мои коллеги общественники проверяли документы у звена промысловиков,

я отснял ролики, про то, как установлены сети.

В Правилах для Западного рыбохозяйственного бассейна есть ограничения на то, что сеть не может перегораживать более 2/3 русла или протоки, при этом должна оставаться свободной для хода их наиболее глубокая часть . Но тут нет речи о русле. Все ладожские лиманы и плавни - сплошная череда проток, миниозер, окруженных тростниковыми островками. Тут нельзя указать место, которое необходимо оставить для прохода. Равно как не определить наиболее глубокую часть.

После проверки документов у звена - двух довольно молодых людей, очень корректных, вежливых и позитивных, я спросил - ребята, а вам не кажется неправильным, что вы ставите сети на нерестилище? Правилами предусмотрены проходы для рыбы? Минимальные расстояния между сетями? А вы все подряд опутываете, не боитесь, что внукам леща не достанется?

Ответ был прост. Нет, они не грубили, они вполне искренне ответили, что правила определяют расстояния между порядками сетей, а здесь речи о порядках нет. (Порядок в данном случае термин специфический, не бытовой "по-рядок", то есть ряд связанных сетей, выставляемых друг за другом в линию) Здесь просто выставлены сети по одной, по две. Проходы загораживать не страшно, потому что "лещ ходит везде". "И вообще - леща у нас много!"

Ну да, конечно.... точно так же рассуждали наверное их коллеги выбирая сига на нерестилищах десять лет назад. А теперь за ладожским сигом, и не каждый промысловик пойдет, просто потому что не выгодно. Расход солярки на поход за сигом дороже улова. (См. статью "Очевидное - невероятное или куда делась ладожская рыба") Аналогичная ситуация с судаком, ладожской корюшкой.

Леща конечно пока много. Дополнительным плюсом является то, что любители, которых на Ладоге предостаточно леща ловят в очень небольших количествах. Но на мой взгляд, при таких Правилах остается ждать повторения историй с сигом.

Я вышлю этот материал руководству Северо-Западного территориального управления росрыболовства, посмотрим, прокомментируют ли они его, и как.