Сколько времени у вас занимает подготовка к оффлайн-занятию?
Ведь его нужно спланировать, подготовить раздатки к активностям, наши любимые карточки и кубики, не говоря уже о работе с учебником и предусмотренными им worksheets. Иногда готовишься дольше, чем проводишь само занятие. 😅
А что если можно обойтись без всего этого изобилия материалов? Именно так считает Скотт Торнбери, автор подхода Dogme, который предполагает уход от стандартов и программы и, как результат, – от учебников вообще!
В Dogme обучение основано на разговоре, общении между студентами и преподавателем. Общение спонтанное и неподготовленное, а значит, естественное и ставит во главу угла ученика и его интересы, а не абстрактную программу, оторванную от студентов.
Подход Dogme
Такая форма обучения подразумевает, что:
1️⃣ большое внимание уделяется работе с emergent language (с языком, который как бы “всплывает” в разговоре между делом, когда студент пытается выразить свою мысль) – в противоположность target language, который преподаватель готовит заранее. В Emergent language могут быть как ошибки, которые можно исправить, так и удачно сказанные студентом фразы, на которые стоит обратить внимание других;
2️⃣ тему и материалы студенты выбирают самостоятельно, а диалог, в который они вступают с преподавателем и друг с другом, сам по себе может считаться материалом, средством обучения.
В Dogme approach мне нравится, что:
– в нем очень много коммуникации, “естественной” разговорной практики;
– право выбора темы отдано студентам, и поэтому они по-настоящему мотивированы;
– предположительно сокращается время подготовки к занятию, но это неточно 🤗;
– студенты обучаются в комфортном темпе, при необходимости преподаватель помогает им с помощью scaffolding (опор в виде подсказок, дополнительных ресурсов);
– он включает глубокую рефлексию и анализ материала и действий студента, ведь преподаватель отталкивается в первую очередь от их потребностей и интересов; это очень гуманистический подход к процессу обучения.
Минусы подхода
При этом меня смущает, что:
– сложно выстроить систематическое обучение так, чтобы прогресс был ощутимым и равномерным (ведь для этого у студента должно быть несколько соприкосновений с каждой из затронутых тем);
– работа с emergent language требует досконального знания языка и его тонкостей (это определенный челлендж для преподавателей);
– этот подход плохо сочетается с подготовкой к экзаменам, в которых проверяется знание конкретного языкового материала по конкретным критериям.
Поэтому я люблю сочетать в обучении элементы этого подхода лишь время от времени, для “разгрузки” студентов. Например, даю им возможность выбрать направление урока за счет выбора темы или выбора активности; интенсивно работаю с emergent language, возникающем в процессе свободного общения.
А что вы думаете о Dogme approach? Использовали его когда-нибудь на уроках?
***
А если вы хотите узнать, как провести свой урок идеально - так, чтобы ученики хотели заниматься только у вас - приглашаем вас на бесплатный вебинар от спикера ELT University Марины Мищериковой (DELTA - certified teacher).
На вебинаре вы:
- Разберетесь, как начать преподавать онлайн
- Получите пошаговый план, как стать экспертным преподавателем
- Поймете, что является основанием для повышения ценника за свои занятия.
Регистрируйтесь по ссылке и получите подарок - Подборку учебных пособий для преподавателей английского языка.