Песнь о жестокости и человечности. После её просмотра станет ясно, сколь высоки и прекрасны идеалы человеческие, столь ужасны глубины их же падения.
Здравствуй, дорогой читатель!
Сегодня речь пойдёт о довольно необычном аниме, наткнулся на которое я совершенно случайно. Аниме-адаптация не оконченной на тот манги вышла в 2004 году. Повествует же она о появлении новой человекоподобной расы диклониусов и о том, как жестоко восприняли их люди. Насколько же хорошо или плохо аниме удалось отразить всю неизменность души человеческой, все предрассудки, всё безумие и всю доброту, и пойдёт речь в обзоре.
Итак, начали!
1. Сюжет (13.5 песен).
Студия: Arms. Год выхода: 2004. Средневзвешенная оценка: 7,86 (взяты сайты Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 105184); личная оценка: 8,05.
Одной тёмной ночью из секретного НИИ по опытам над диклониусами сбегает, попутно превращая охранников в кашу (а что их автоматы против противопульной брони и невидимых рук-векторов диклониуса?) одна такая особь, розововолосая Люси. Но на пути к побегу с изолированного острова её-таки подстреливают, и девушка падает в пучины морские...
А на следующий день в приморский городок неподалеку возвращается спустя долгое время паренёк Кота, потерявший память о детстве, в коем погибла его сестрёнка Канаэ. Коту встречает безответно и не очень тайно влюблённая кузина Юка, и вместе они натыкаются на Люси. Только та ничего не помнит ни о побеге, ни о телекинезе, ни говорить толком не умеет: на все вопросы только «ню» отвечает. Но почему-то она показалась Коте знакомой. Кота вместе с Ню и Юкой поселяются в бывшей гостинице, оставленной в наследство парню. Но ведь и НИИ не дремлет в попытках вернуть беглянку, сама Ню порой обратно в Люси перевоплощается, да и новые знакомые Май и Нана (последняя тоже диклониус) со своими тайнами...
1.2 Немного о пробелах, научной этике, эволюции и морали.
Хотя за сериал не было особого набивания Ринпалмов, есть и то, что прям сильно расстраивало. Иронично, но эти моменты преимущественно легли в начало и концовку. Серьёзно, вы держите у себя диклониуса и наставляете на него автоматы, которые точно известно, что не работают (а далее нам покажут предысторию поимки Люси, из коей мы увидим, что и тогда на её огнестрел не брал)? А ПТРД у вас, как СВ Мосина в РККА: одно на трёх, а патроны – обойма на всю армию? Максимально несерьёзно для учёных. Или уже в конце, когда Кота и Люси упали друг на друга, спасаясь от автоматных пуль (которые Люси вроде как отбить может) и... смутились. Романтика не к месту почти всегда будет выглядеть идиотски.
Ну и концовка очень сильно подвела: да, манга на момент выхода концовки не была дописана, а тут не «Бродяга Кэнсин» и филлеров не напихаешь (настолько бюджетно, что сэйю Мария Ямамото была на озвучке не менее трёх второстепенных героинь), но до этого-то шли хорошо! Но вместо ответов на вопросы: «Ну что там с диклониусами?», «Будет ли новая высшая раса или человечество (ли?) победило?», «Что случилось с Люси?» нам показывают мирную повседневность и стук в дверь, после которого «застывшее было на часах время возобновило свой ход». Отличная метафора, но по сюжету что?
А ведь аниме затронуло просто множество интересных проблем, показав их с крайне интересных ракурсов. К примеру, банальная научная этика: учёные знали, что не все диклониусы прирождённые убийцы с нестабильной психикой, но это не помешало им отбирать появившихся силпелитов (девочек-диклониусов, не способных к репродукции) и устраивать зверства на острове Монро (а лаборатория и правда на острове, добираются на который вертолётом). Разумеется, во имя светлого будущего человечества, для коего почти тот же вид, обладающий сознанием, мышлением и волей, но более сильный в физическом плане и обладающий психокинезом, вызывает естественную вражду. Сие здорово напомнило «Паразит» (манга была издана ещё в 1995-м), где люди в конечном итоге смогли сосуществовать с паразитами, обрётшими разум. Но в «Эльфийской песни» люди, опасаясь диклониусов, начали их изолировать и экспериментировать над ними, хотя по сути они те же люди, только сильнее. Какая этика, тут наука о сохранении вида!
Или другой, совершенно прелестный пример: когда учёные пришли забирать одну из дочек, оказавшуюся диклониусом, на возражения отца было сказано, что это не человек и никогда им не будет. Как же прелестно было видеть, как в ту же ситуацию был поставлен тот самый учёный, чья дочь также оказалось рогатой! Да, это лобовое столкновение, но оно всё равно прелестно: мораль человеческая подчас себе настолько противоречит, что достойна ли вообще моралью зваться?
1.3 К вопросу о жестокости. Песнь янгире. Ростки гуманизма.
Хотя многие диклониусы действительно жестоки и убить человека им не составляет труда, как и в «Паразите» убеждаешься, что самая жестокая раса на Земле – люди. Раса, которая в борьбе за выживание готова не только истребить схожий вид, но и во внутривидовой борьбе выходящая далеко за рамки биологии со всей своей ксенофобией, всеми предрассудками... Не случайно в аниме есть спецназовец Бандо, элитный спецназов, который, считая диклониусов убийцами и естественными врагами, сам угрожает направо и налево и для кого ценность чужой жизни невысока. Немудрено, что людям отвечают тем же: многие сами творят насилие, а кто-то даже хочет извести весь род людской, считая уже его помехой для диклониусов.
Посему «Эльфийская песнь» – песнь ещё и о янгире. Правда, полного сочувствия и влюблённости в данном случае героиня у меня не вызвала. Конечно, с её ужасным детством, как-то: буллингом в детдоме, забиванием щенков насмерть, предательством единственной подруги (нечто подобное было в «Форме голоса», если память не изменяет) людей любить очень сложно. С учётом того, что и новый друг её нагло и бессовестно обманывает, понять, почему она срывается и всех убивает, тоже можно. Но применяемое ульранасилие героини ко всем, кроме друга, оправдать нельзя: деление мира на «того, кто был добр с тобой» и «всех остальных», притом где остальные подлежат умерщвлению, чудовищно. Притом героиней не движет любовь, как Юно Гасай; да и насилие, к слову, последняя творила во имя Юки, ибо по её логике для его счастья нужно было перешагнуть через трупы (и родных Юки Юно не убивала). Показательна сцена на фестивале: вначале резанув тех, кто её пнул, она затем режет тех, кто из простой вежливости спросил: «Что с тобой?». Возможно, со мной что-то не так, но я не считаю проявление открытой агрессии по умолчанию ко всем нормальным.
Но от этого никуда не денешься: эта янгире порождена жестокостью мира к ней, является ответом на оную... Огромное количество кровищи, расчленёнки и обнажёнки в кадре красочно дополняет картину мира гибнущей человечности, и демонстрация сей истинной сути мира будет почти в каждой серии. Сама жизнь здесь может рассматриваться как проявление жестокости и боли. «Эльфийская песнь» будто вторит идеям философского пессимизма о вечных страданиях, заключённых в самой сущности жизни...
Радует, что не совсем: хотя бы ошибка пред любимым была осознана, осмыслена (хоть это и свело её с ума) и даже искуплена. Пусть она это больше ради одного человека сделала, осознание ценности даже конкретно взятой личности уже шажок к человечности. К слову, не только главная героиня тут платит за ошибки прошлого: тут и нерадивый отец, также отдавший в своё время дочь на эксперименты, и даже Бандо проблесков человечности не лишён. Не говоря уж о матерях, которые своих детей ценой своей жизни защищают, пусть они и диклониусы. Это позволяет верить, что есть лучший путь, могущий хоть немного улучшить столь ужасные воспоминания для собирающих их крылатых, Кагари и других.
2. Персонажи.
Кота – главный герой аниме/манги. Добродушный паренёк, который вернулся в приморский городок к своей кузине, имея пробелы в памяти (да, «Канон» тоже использовал эти штампы). Тоскует по гибели отца и младшей сестрёнки Канаэ (именно это и вызвало амнезию). Очень добр ко всем встречным девушкам и зовёт их в свой новый дом на ПМЖ, из-за чего его ревнует Юка. Очень привязывается к Ню, но и Люси как будто уже где-то видел... В конце манги сходится с Юкой, но и про Люси будет напоминание.
Люси/Ню – главная героиня аниме и манги, диклониус с рожками, которые больше как милые ушки выглядят. Предстаёт перед ГГ вначале в ипостаси очень милой девушки с интеллектом трёхлетнего ребёнка, которая кроме «Ню» ещё мало что сказать может (но эмоции читать очень хорошо умеет). Затем, как выясняется, есть и другая личность, Люси (истинное имя есть в конце манги) – смесь яндере и янгире в пропорции 1 к 3, которая знает и помнит Коту, ибо точно видела его раньше. Если Ню неведомо желание зла ближнему, то Люси окружающий мир, кроме любимого, люто ненавидит. Её концовки в манге и аниме также очень сильно отличаются.
Юка – главная героиня аниме и манги, кузина Коты, не очень тайно влюблённая в последнего. Постоянно ревнует Коту к девушкам, которых он приводит в дом (Ню, Нана, Маю), но после смиряется с их проживанием и даже всячески поддерживает их (Нана и Маю её с Котой чуть ли не за родителей считают). Хоть и ревнива и местами ведёт себя очень странно, в истинности её чувств сомневаться не приходится. Озвучена любимой сейю Мамико Ното, в чём-то сильно напоминает Наюки из «Канона» – в общем, персонаж мне очень понравился. В отличие от многих других любовных треугольников, этот разрешён в какой-то мере в пользу неглавного варианта: так, единственный ответный поцелуй Кота дал Юке; концовка по манге также с ней.
Нана (Седьмая) (Её CV, Юки Мацуока, озвучила Хинату в «Mirai Nikki»)– диклониус, коего содержали в НИИ и ставили жестокие опыты. Поскольку единственным, кто дал ей хоть какое-то сочувствие, стал Курама, именно его она нарекла отцом и сильно привязалась к нему (и диклониусы любить умеют!). При первой схватке была сильно порезана Люси, посему часть конечностей заменили имплантами. Также поселяется у Коты и становится лучшей подругой Маю. Немного глупа, поскольку не в курсе жизни в мире вне изоляции. Именно Нана смогла раньше Люси осознать всю прелесть жизни человеком. Достойный представитель человечества.
Маю – милая четырнадцатилетняя девочка, которая безпризорничает с собакой Ванто по причине побега из дому. Хотя поначалу не хотела никого обременять, в конечном итоге поселяется у Коты и Юки и даже удочеряется ими. В очень странных отношениях с Бандо.
Курама – учёный из НИИ по исследованию диклониусов (нормального названия в аниме их конторе не дали). По собственным словам, ранее лишился жены и дочери; в начале аниме ещё и коллеги Кисараги. Внешне холоден и бесстрастен, но внутри переживает тяжкие муки за содеянные раннее бесчеловечные опыты над диклониусами (и не только за это). За ним постоянно следует по пятам зам-меганэ Сиракава, которой, по-видимому, жаль своего начальника. В концовке аниме ему удаётся искупить хотя бы один свой грех.
Бандо – очень странный и колоритный персонаж, капитан спецназа. Его инстинкты, сила, ловкость и мастерское владение оружием позволяют ему неплохо драться даже с диклониусами, но во многих людях он также видит лишь живые мишени, по коим, к его сожалению, палить нельзя. Притом имеет принципы и не лишён человечности: помогает Кураме и Маю. По слухам, в манге как персонаж раскрыт ещё лучше. Впрочем, и в аниме он автор настолько эпичных фразочек, что наблюдать за ним – удовольствие.
Директор Какудзава – антагонист аниме и манги, совершенно ненормальный человек. Де-юре возглавляет институт по изучению диклониусов и отдаёт приказы о бесчеловечных опытах, де-факто мечтает создать свой Рейх с диклониусами. И сын у него такой же придурок был.
Марико – диклониус под кодовым номером 35, коего вытащили из анабиоза дабы убить Люси. Крайне жестокая маленькая девочка, воплотившая в себе детскую жестокость уровня «Детского сада Бокко». Разумеется, история и судьба её трагичны...
Стоит заметить, что в аниме нет многих персонажей, присутствующих в манге (как и многих сюжетных веток), а судьбы тех, что есть в аниме, расходятся с окончаниями их сюжетных линий в манге.
3. Анимация, саундтрек. Отсылки опенинга.
Тут у нас типичное по обёртке (хотя и по жестокой сути много похожих аниме выходило и тогда, и теперь) моэ-аниме: большие глаза, кругловатые лица, неплохие фоны и, на удивление мало плохо нарисованных отдалённых сценок (как в аниме по «Выси», к примеру). Разумеется, сейчас рисовка смотрится устаревшей, но я уже настолько к ней привык, что раз в два-три месяца старое аниме да посмотрю.
Саундтрек в целом был бы средним, если бы не воистину шикарная композиция «Lilium», составленная из библиейских текстов и григорианских песнопений, звучащая в опенинге. Видеоряд в нём, к слову, максимально странное супрематическое авангардистское нечто, на деле отсылающее к австрийскому художнику-модернисту (прям к конкретным картинам). А его заглавная тема, в разных аранжировках не раз и не два звучащая в самом аниме, прочно вошла в список моих любимых. И в опенинге, и в эндинге показана обнажёнка с тянкой с розовыми волосами (а «Франкс», взяв схожий концепт, схожий любовный треугольник с розововолосой девушкой с замашками янгире, амёбным ГГ и безответно влюблённой в него девушкой, чего-то опять упустил, раз очеловечивание в «Эльфийской песне» показано намного лучше и логичней; да и жестокости там нет, а этти слабее, чем в «Elfen Lied»).
4. По итогу.
Аниме «Эльфийская песнь» по праву считается культовым тайтлом: круг затрагиваемых проблем весьма и весьма широк. Разумеется, далеко не все заявленные тут проблемы полностью осмыслены, не все конфликты в аниме внятно разрешены, а поведение персонажей порой вызывает вопросы, что вкупе с подсокращённым лором и откровенно слабой концовкой не позволяет считать аниме идеальным.
Но оно всё равно мне полюбилось: это истинный сэйнэн, причём отнюдь не из-за сцен жестокости, насилия или обнажёнки. Сэйнэн именно потому, что здесь я вновь воочию увидел всю истинную суть природы человеческой, которая с возрастом постигается все глубже. И не сказать, что со временем смотришь на неё оптимистичнее. Слишком темны закоулки наших душ... И даже так, продолжаешь верить в лучшее. Тут нет логического противоречия: прелесть и одновременная мерзость природы нашей в её столь широкой многогранности: на столь явную злобу и ксенофобию, показанную в «Песне», всегда должно найтись, что противопоставить: добро и терпение.
Смотреть такое аниме, наблюдать за основной и побочными линиями, затрагиваемыми в них вопросами, не самыми яркими, но по-своему неплохими героями было безумно интересно (безумию в аниме тоже уделено внимание). И возвращаясь к старому вопросу: опять всех спасти не удалось. Но исправить часть прошлых ошибок, отмолить грехи (не случайно в опенинге есть строка «Господи, огонь божественный, помилуй») можно. А лгать, как показала практика, даже чуточку, даже во благо, может быть настолько опасно, что лучше не надо.
Мы, люди, уверены, что являемся венцом эволюции. Что сему не соответствует, должно быть отвергнуто. Невероятно жестокое воплощение человеческой морали, человечной только к людям (и то не всегда). Именно это ярче всего проиллюстрировано в «Elfen Lied». И я уже понимаю, что к этому аниме вернусь вновь: не смотря на отдельные огрехи, в целом это действительно сильная вещь.
Разумеется, я рекомендую данное аниме к просмотру. Но с поправкой на то, что «Эльфийская песнь» отнюдь не из светлых, и хотя в ней есть и моменты, показывающие светоч людям, в ней много нелецеприятных и ужасных моментов и сильно впечатлительным людям такое вряд ли подойдёт. Но если вы решитесь – вам совершенно точно будет о чём поразмыслить после просмотра.
Заканчивая обзор, вновь подумалось: как часто я сам вешал ярлык из клише на кого-то или что-то, даже не пытаясь разобраться в сути. Да, мозгу так легче жить, но порой это может привести к проблемам. Всё же лучше лишний раз посмотреть повнимательнее: можно увидеть не монстра-янгире, а потерянную душу, нуждающуюся в поддержке, и многое другое. Сделать будет трудно, но я попробую, ибо не разуверился ещё в том, что счастье достижимо. Да будет так!
Спасибо, что прочли статью! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!
#романтика #манга #триллер #сейнен #анимация