Найти в Дзене
Любимая Москва

Чем и как торговали в центре Москвы в XIX веке

Ремесло торговли – одно из старейших занятий человека, появившееся в тот момент, когда товар стали менять на товар или на «деньги». Понятие «продавец» пришло в нашу речь в конце XIX века, когда в стране стали появляться торговые предприятия и универмаги. Ключевыми фигурами в торговле долгое время были купцы, затем прасолы – скупщики, наряду с которыми промышляли мелкие торговцы. Историю развития торгового ремесла можно проследить по сохранившимся архитектурным памятникам – гостиным дворам или торговым рядам. Например, торговля в Москве XIX века была представлена не только красивыми пассажами и уютными лавками, где можно было приобрести дорогие вещи и деликатесы. Особое место в ней занимали торговые ряды и рынки-толкучки, жизнь в которых протекала по своим законам. Основными торговыми площадками Москвы в те времена служили Старая и Новая площади, Сухаревский рынок и Верхние ряды на Красной площади. Заглянем в историю некоторых из них и узнаем кто, чем и как торговал в старой Москве.

Ильинские ворота Китайгородской стены, вид со стороны Новой площади. Конец ХIХ — начало ХХ века. Фотография П. Павлова, Главархив Москвы.
Ильинские ворота Китайгородской стены, вид со стороны Новой площади. Конец ХIХ — начало ХХ века. Фотография П. Павлова, Главархив Москвы.

История Новой площади началась в 1783 году, после переноса блошиного рынка-толкучки под арки Китайгородской стены с Манежной площади. Кстати, площадью в те временя называли открытые места с лавками. На Новой площади проходила оживленная торговля: здесь находилось около двухсот деревянных лавок и более семидесяти – каменных. После пожара 1812 года, который уничтожил все деревянные строения, рынок расширил свою территорию: проезд между Варварскими и Ильинскими воротами стали называть Старой площадью, а Новой обозначили участок от Ильинских до Владимирских ворот. А в 1870-е годы площадям неофициально поменяли названия, чему послужила специфика торговли на их участках. Так, участок от Ильинских до Варварских ворот стал Новой площадью с респектабельными лавками и новыми товарами: меха, остатки ситца, брак суконных товаров. А от Ильинских до Владимирских ворот – Старой, где старьевщики предлагали самые разнообразные вещи: уже не модные шляпки с цветами и перьями, фраки или вицмундиры, потрепанное временем пальто или даже полу распавшийся самовар. Кроме того, старая площадь была интересна не только потрепанными сокровищами, здесь находилась «обжорка» - ряды лавок, где можно было очень дешево перекусить: «миска щей с хлебом стоила три копейки, а миска каши – две копейки». В 1980 году площадям вернули первоначальные названия.

Рынок, Большая Сухаревская площадь, 1900–1907 годы. Изображение https://www.mos.ru/
Рынок, Большая Сухаревская площадь, 1900–1907 годы. Изображение https://www.mos.ru/

Сухаревская башня, овеянная легендами, еще с петровским времен будоражила народ, населявший ее невиданными чудищами. Одним из источников народной молвы стал Яков Брюс, друг и соратник Петра I, поселившийся в башне. Его считали колдуном из древнего шотландского рода, а был он на самом деле – ученым. Позже Сухарева башня и ее окрестности – Большая Сухаревская площадь обрели иную славу, став по воскресеньям местом хитрых и цепких продавцов. Товар, разложенный по лавкам и мостовой, был в большинстве своем разной принадлежности и неизвестного происхождения. А покупатели посещали это место не в поисках интересных вещиц, а с целью найти собственные вещи. Владимир Гиляровский называл Сухаревку – «дочерью войны», из-за рыскавших по Москве после пожара 1812 года мародеров. По возвращению жителей в город, был издан указ, по которому владельцем вещи признавался тот, кто ей владел в данный момент. А воскресенье было объявлено днем, когда разрешено было подержанные вещи продавать. Таким образом, территория у Сухаревой башни стала местом, где обобранные москвичи могли найти свои вещи.

Спустя десятилетия эти окрестности облюбовали московские букинисты, ранее собиравшиеся на Смоленском рынке. В книге «Воспоминания старого букиниста» Афанасий Астапов называл их «в своем роде хлестаковы» за необычайные таланты ума в стремлении продать свой товар. Среди Сухаревских букинистов встречались особо непорядочные, своей хитростью оставившие отпечаток в истории. Один из таких «артистов» запомнился тем, что оформлял в добротный переплет (делал «пачки») копеечную макулатуру. Так, например, неразборчивый покупатель мог приобрести некий справочник под обложкой известного классика, а Пачечник Илья со своим мешком добра, продав «известную» книгу быстро скрывался в толпе. Однако, несмотря на многообразие талантливых букинистов, здесь можно было найти подлинные и ценные предметы антиквариата. Одному из покупателей, Алексею Бахрушину – создателю Театрального музея, посчастливилось найти здесь множество экспонатов, связанных с театром.

Верхние торговые ряды, начало XX века, изображение https://www.mos.ru/
Верхние торговые ряды, начало XX века, изображение https://www.mos.ru/

Легендарными в XIX веке стали Верхние торговые ряды (нынешний ГУМ) и сцены, разыгравшиеся в них. Самый центр Москвы был открыт для торговли с незапамятных времен, а при Екатерине IIбыло принято решение возвести торговый центр, вместо мелких лавок. Строительство здания, по проекту Джакомо Кваренги было закончено уже после 1812 года Осипом Бове. Однако, к 1896 быстро обветшавшее здание требовало реконструкции, споры о которой шли почти двадцать лет: владельцы лавок имели свой взгляд на обустройство торговых рядов, который рознился с мнением городского самоуправления. За годы споров здание пришло в аварийное состояние и торговцам пришлось сдать позиции.

Один из участков еще старого здания Верхних торговых рядов пользовался особой любовью горожан – так называемая пирожная биржа. Она располагалась в центральной части здания, напротив памятника Митину и Пожарскому. Здесь собирались торговцы пирогами и выпечкой: ящики с еще горячим товаром висели через плечо, покрытые одеялами. Сами торгаши были «грязные и нечистоплотные», наряду с этим можно было наблюдать забавные сцены: «Мальчик ест жареный пирог с вареньем, в котором ему попался кусочек грязной тряпки. Он, обращаясь к пирожнику, говорит: “Дяденька, у тебя пироги-то с тряпкой...” Пирожник в ответ: “А тебе, каналья, что же, за две копейки с бархатом, что ли, давать?”».

В 1988 году началась разборка старых торговых рядов, а весной 1890-го года состоялась торжественная церемония закладки нового здания. Новые торговые ряды открыли свои двери в 1893 году, но часть отделочных работ продолжалась вплоть до 1896 года. В 1923 году Верхние торговые ряды стали Государственным универсальным магазином.