Найти тему

2 полезных психологических упражнения, которые позволят понять осознанность выбора 9-классника в выборе профессии

Оглавление

Важный и тревожный период для родителя - момент самоопределения ребенка с будущей профессией.

Пока наш ребенок ходит в школу, родители находятся в стабильном состоянии и уверены в будущем:

"В следующем году мой пойдет в 7 класс. До поступления еще далеко, я пока и напрягаться не буду"

9 лет спокойствия. А что дальше?

Мы выбираем школу, учителей, класс для ребенка и успокаиваемся на 9 лет. А вот в 9 классе у родителей начинается паника

Что делать? Уходить ребенку после 9 класса или идти в 10-11 класс. Если уходить, то куда идти?

Кстати о техникумах и училищах. Эти учебные заведения приобретает популярность в настоящее время. Многие родители обращают на них пристальное внимание.

А тем, кто не ну думала о техникумах серьезно, нужно перестроиться и понять:

«Техникум – это не запасной аэродром»,

Это вполне себе престижное образование, которое может сравниться с образованием в ВУЗах нашей страны. Возможно, многим родителям нужно перестроиться и не посылать ребенка в 10 и 11 класс, как это массово делали несколько лет назад, а думать о среднеспециальном образовании.

Наш ребенок заканчивает 9 класс. Головная боль, нервные срывы у родителя в этот период частое явление. Особенно если ребенок "не знает, чего хочет"

Чего хочет подросток? На кого он будет учится?

Сегодня мы поговорим о двух очень

полезных психологических упражнениях,

которые нужно сделать с подростком, чтобы понять, чего он действительно хочет от своей будущей профессии.

Для примера я опишу как эти упражнения проходила девушка Кира из Детского дома, которая пришла ко мне в рамках профориентации.

Я взяла для примера именно ребенка из Детского дома, т.к. для вас, обычных родителей, это будет такой отрицательный эталон.

Эти дети часто без собственных амбиций, без желания учиться и с очень расплывчатым представлением о том, где они будут работать и как зарабатывать деньги.

Кира собралась поступать после 9 класса в кулинарный техникум.

Упражнение №1 «Плюсы» и «минусы» профессии

Все просто – расчерчиваем лист на две части и задаем подростку вопрос:

«Как ты считаешь, какие положительные стороны есть у этой профессии. Почему ее выбирают люди? А потом, подумай и напиши, какие есть подводные камни в этой профессии»

После того, как ребенок это напишет, наступает самый важный этап этого упражнения. Вам нужно

  1. поговорить с подростком о каждом пункте.
  2. пофантазировать, придумать вопросы к каждому плюсу и минусу, которые будут начинаться со слов: "а если...." или "почему ты так думаешь?
  3. постараться погрузить ребенка в рабочую ситуацию ("представь, ты пришел на работу...")

Вы, как взрослый человек, с богатым опытом и прожитыми годами за плечами поможете ребенку «снять розовые очки» и взглянуть на профессию более реально.

С Кирой мы обсудили каждый пункт. Так, например, в плюсах профессии повара была "возможность похудеть, т.к. повар стоит на ногах целый день" . Сами понимаете, что этот пункт требовал корректировки в сознании подростка. Так же, мы обсудили ее мечтания о «дружном коллективе». Прикинули, что будет, если в коллективе будут склоки и ругань.

В минусы попало "я ненавижу рыбу, меня тошнит от ее вида". Это тоже повод для обсуждения. "А если ты будешь работать в суши баре? Что будешь делать тогда?"

Упражнение №2 «День профессии в существительных»

Задание подростку следующие:

«Описать за 5 минут один день из жизни его профессии в существительных. Чем больше, тем лучше»

Для чего это нужно? Это погружает ребенка в профессию. Он оглядывается по сторонам в своем воображении, перечисляет все что его окружает и начинает лучше чувствовать хочет он работать так или нет.

Когда я посмотрела на список Киры, то обратила внимание, что ребенок, думая о профессии повар не написал таких слов, как «печка», «нож», «разделочная доска», тогда как присутствовали существительные, обозначающие людей – «официант», «сторож», «коллектив».

Это повод Вам задать себе вопрос:

«Так ли хорошо ребенок представляет эту профессию? Подходит ли она ему? Или он в своих мечтах рисует картину, которая очень отличается от действительности»

Проведя пару таких упражнений Вы поймете - действительно ли ребенок хочет работать в этой профессии.

Убедившись в этом, нужно будет еще ответить на вопрос: "Сможет ли ребенок там работать? Какие у него есть качества, которые позволят ему продвинуться в профессии?