Друзья, сегодня я решил поделиться с вами новой сказкой "Красота без пестроты". Это история из нескольких частей о русской народной игрушке. Ведь наши игрушки придуманы не только для развлечения, но и воспитания. Они привлекательны своей многозадачностью, не хитрыми образами, заложенными в них глубинными смыслами, символичностью изображений, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств. Вот обо всём этом я и хотел бы рассказать.
Мудрёша
Дед Матвей со дня на день в гости внучку поджидал, ходил, ходил по избе – места не находил себе. Бабка Анисья его ругала:
– Угомонись уже!
– Ох и правду говорят: «Ждать да догонять – покоя не видать», – почёсывая бороду, дед Матвей тяжело вздыхал. – Пойти, что ли? Куколок егозе сострогать?
– Поди, детко! А я пока пирогами займусь, тож маленько на дело отвлекусь.
Для кукол у деда липа заготовлена была. Два года чурбаки без коры сушились, на повете обдувались, своей поры дожидались. Ну а когда чурки звенеть начали, дед их тесать и принялся.
Топор вязко по бревну стучал: Чок! Чок! Дзынь!
И дедко ловко лишнее топориком стесал. Потом, чтобы аккуратнее были – ножом подстрогал. Пополам заготовки распилил, стамеской из каждой половины древесину выбрал, резаками подравнял, на крутящемся камне до блеску отшлифовал.
Каждая кукла вышла не простая, мудрёная. Так и назвал дед самую первую и большую куклу – мудрёша.
Мудрёная Матрёна, а внутри сёстры поменьше размерами спрятались: Сплетёна, Веселёна, Сонюшка, Марфуша, Ладушка да топотунья Ксюша.
Мудрёшки бледные да светлые, как белые ночи, получились.
Анисья в руке мудрёшку покрутила – Ш-ш-шик! – первую, поворачивая, пополам открыла, а из неё ещё одна вывалилась. Она тогда все разобрала, половинки между собой обратно сложила и на столе в ряд семь кукол выставила.
– Нет, не годиться, дед! – говорит. – Хоть и белые, как бельё после стирки, а в душе-то не отзывается.
– Это дело, Анисья, легко поправляется!
Дед Матвей краски из сундука-укладня достал, личико, красный платок, нарядный сарафан каждой кукле тонкой кисточкой нарисовал. Подумал, посмотрел и в добавок на каждой мудрёшке животину дорисовал: Матрёне – корову кормилицу, второй кукле Сплетёне – козлика Яшку, Веселёне – собаку Жульку, Сонюшке – гуся ворчуна, Марфуше – кошку, Ладушке – курочку несушку, а самой маленькой топотунье Ксюше – большую деревянную ложку. Ну, а чтоб краска на куклах не ободралась и не облезла, дед Матвей каждую лаком покрыл да на открытое окно сушиться выставил.
Бабка Анисья, как расписанных-то да налаченных кукол увидела, так скороговоркой и повторила:
– Ох и мудрёная сложилась Матрёна! Красота без пестроты! Сама бы играла, да только ковды?! – потом спохватилась. – А как звать-то игрушку толком не объяснил! Мудрёша, али Матрёша?
– Матрёшкой и назовём! – улыбнулся дед.
Продолжение сказки Красота без пестроты здесь
Веселые рассказы из цикла "Истории о чём-то важном, или счастье не в колбасе"
Сказка-быль Михайло Ломоносов здесь