Найти в Дзене
TsiTat@

Забытые имена. Мария Копейкина

Рассказ активной участницы партизанской борьбы в период немецкой оккупации Калининского района г. Калинина (Твери) — колхознице из села Семеновское, Марии Копейкиной, которая привела в партизанский отряд сына и дочь. Её семидесятипятилетняя мать по заданию штаба оставалась на оккупированной территории и выполняла серьезные поручения — передавала информацию связным. *** Когда немецкая банда ворвалась в наш Семеновский сельсовет, я вместе с сыном Костей и другими односельчанами ушла в партизанский отряд. Сын ходил в разведку, я помогала партизанам чем могла, чтобы быстрее прогнать проклятых фашистских тиранов. И вот настал желанный день. 9 декабря наши бойцы выбили немцев, и 13 числа мы вернулись в родные места. Раньше я работала в колхозе «Путь Ильича» заведующей фермой. Теперь районные организации доверили мне большое дело — руководить сельсоветом. Подобрала в своем селе домик, вывесила красный флаг и прибила вывеску, чтобы каждый видел - советская власть на месте. Ужаснулись мы, уви

Рассказ активной участницы партизанской борьбы в период немецкой оккупации Калининского района г. Калинина (Твери) — колхознице из села Семеновское, Марии Копейкиной, которая привела в партизанский отряд сына и дочь. Её семидесятипятилетняя мать по заданию штаба оставалась на оккупированной территории и выполняла серьезные поручения — передавала информацию связным.

***

Когда немецкая банда ворвалась в наш Семеновский сельсовет, я вместе с сыном Костей и другими односельчанами ушла в партизанский отряд. Сын ходил в разведку, я помогала партизанам чем могла, чтобы быстрее прогнать проклятых фашистских тиранов.

И вот настал желанный день. 9 декабря наши бойцы выбили немцев, и 13 числа мы вернулись в родные места. Раньше я работала в колхозе «Путь Ильича» заведующей фермой. Теперь районные организации доверили мне большое дело — руководить сельсоветом. Подобрала в своем селе домик, вывесила красный флаг и прибила вывеску, чтобы каждый видел - советская власть на месте.

Ужаснулись мы, увидев что натворили окаянные гитлеровские бандиты. Особенно сильно пострадал колхоз «Шестой сʼезд Советов». Тут шли сильные бои. Из 54 домов 40 сгорели, а 7 пострадали от бомбежки. Машинный сарай, скотные дворы, амбары — все разграблено и разорено. В артели «Красная стрела», что стоит на берегу Волги, выгорело 6 домов, 9 повреждено, погибли все хозяйственные постройки. В нашем колхозе «Путь Ильича» пострадали 11 домов, сгорела школа, попала бомба в детские ясли.

Деревни стояли, как мертвые, — ни людей, ни скотины, ни птицы. Те, кто уходил от немцев за Волгу, начали вскоре возвращаться. А тех, кто оставался на месте, фашистские разбойники, оказывается, насильно угнали с собой. Гнали всех без разбора — матерей с детишками и даже разбитого параличом старика Федорова. Многие погибли. Потом кое-кто начал возвращаться. Молодой парень Монахов вырвался от немцев без шапки и валенков — отняли ироды. Прибежал домой с отмороженными ногами. Но многих так и нет. Это — двое кузнецов Митрофановых Алексей и Василий, отец и сын Монаховы, Василий Шалыгов, мать двоих ребят, раненная во время боя, Ксения Кузнецова и другие. Люди пришли из немецкого плена измученные. Своих встречали со слезами радости.

20 декабря у нас был митинг в честь освобождения немецких захватчиков. Такого хорошего митинга у нас еще не бывало — уж очень был воодушевленный народ.

И вот вместе с коммунистом Добриновым начинаем думать, с чего начать, за что вперед ухватиться. Добринов раньше был конюхом, стахановец, участник сельскохозяйственной выставки. Во время нашествия немцев он тоже партизанил. Теперь Добринов — председатель колхоза «Путь Ильича». Первым долгом мы посоветовались с активом и подобрали новые кадры председателей колхозов, бригадиров, счетоводов. В колхозе «Шестой сʼезд Советов», например, председатель при немцах был вражеским подпевалой. Народ не захотел доверять ему больше руководство колхозом. Избрали на его место хорошего надежного человека — Горюнова, бригадиром стал Белов, бывший зав. МТФ. Артель «Красную стрелу» решили слить с колхозом «Путь Ильича».

Потом по хозяйски учли всё, что уцелело от фашистской саранчи, — семена, инвентарь, тягло. Часть колхозных семян, оказывается, сохранилась у колхозников, собираем их. Картошку возьмем у колхозников взаимообразно. Словом, все, что можно, мобилизуем на месте.

На общих собраниях колхозники говорили, что они все силы приложат, только лучше провести весенний сев и дать Красной Армии все, что необходимо. С 20 января решили начать везде молотьбу недомолоченных зерновых. Их осталось с осени до 120 копен — рожь, овес, пшеница. Сейчас чиним амбары, готовим тока, цепы. В артели «Путь Ильича» колхозные мастера Михаил Соловьев и Дмитрий Кудинов ремонтируют дровни и сбрую.

14 января собрала в сельсовете весь колхозный актив. Обсудили план весеннего сева. Хоть и трудно будет, шагу назад не сделаем: засевать будем не меньше прошлого года — 777 гектаров.

Наш святой долг — держать в порядке дороги, чтобы Красная Армия без задержки слала на фронт войско, снаряды, орудия. Народ рад помочь защитникам родины. После того, как обсудили этот вопрос на собраниях, на расчистку московского шоссе от снега каждый день выходят 80 колхозников. Командиры и бойцы на нас не обижаются: шесть километров пути от Голенихи до Эммауса всегда очищены от снега.

Нас, коммунистов, в Семёновском только двое, Добринов и я. Но у нас много хороших, преданных советской власти людей. Будем опираться на беспартийный актив и сообща выполнять великие задачи, которые поставил перед нами великий Сталин. Трудностей мы не страшимся. На то мы и большевики, чтобы их побеждать. Народ наш сильно обозлен на немцев. Все, как один человек, желают помочь родному фронту быстрее разгромить фашистских гадов и поставить на ноги свои колхозы.

«Пролетарская правда», 25 января 1942 г.

25 декабря 1966 года, газета «Ленинское знамя».
25 декабря 1966 года, газета «Ленинское знамя».