Зачем нужен домкрат? - Понятное дело, машину поднимать. Хотя сейчас это является его основным занятием, но вообще-то оно далеко не единственное.
Домкрат (от голл. dommekracht) механизм для подъёма
Домкрат ведь может поднимать, тянуть, сжимать. Что только из них умельцы не делают: прессы, подъемные краны, тиски, съемники...
Но для автомобилиста это прежде всего удобный инструмент для снятия колес. Какие есть автомобильные домкраты, какой нужен в том или ином случае, давайте разбираться вместе.
Первым типом домкратов я бы поставили винтовой. Именно такими комплектовались народные "копейки" ВАЗ-2101
В общем-то винтовыми домкратами и сейчас комплектуется большинство автомобилей. Правда форма у них стала другой - ромбической.
Такой домкрат в сложенном состоянии занимает мало места, а свои обязанности исполняет справно - ведь тут нечему ломаться, сплошная механика.
Правда чтобы удешевить продукцию производители стали использовать очень тонкий металл - только лишь бы смог поднять нужный вес. Ни о каком запасе прочности речи не идет. Так что если вы криво установили домкрат, то сломать его проще-простого.
Есть тут правда исключения. До начала 2000-х годов УАЗы комплектовались "неубиваемыми" железными домкратами винтового типа.
Однако, с приходом к управлению "эффективных менеджеров", даже тут сталь и чугун заменили на недолговечный пластик.
Плюсы винтовых домкратов - простота конструкции, малый вес.
Недостатки - малая площадь опоры, большие усилия при подъеме автомобиля, много времени надо затратить, чтобы поднять или опустить автомобиль, устанавливать можно только в строго определенные места на автомобиле, домкраты, как правило, достаточно "нежные".
Есть гибридный вариант винтового домкрата с электрическим мотором, но это скорее для совсем ленивых. К тому же непонятно, что с надежностью у таких гибридов.
Если надо поднять значительный вес и сделать это относительно быстро, то тут нет равных гидравлическим домкратам.
Самый популярный из них, это гидравлический домкрат бутылочного типа.
У них, как правило, есть верхняя винтовая площадка, которая позволяет быстро "выбрать" высоту подъема, затем, уже при помощи накачивания масла, поднять автомобиль. Причем вес на который рассчитан домкрат может быть и 30, и 50, и 100 тонн!
Хотя самый распространенный вариант - это двух-трех тонники.
Часто домкратами бутылочного типа водители заменяют штатный винтовой домкрат. Пусть он больше весит, но им удобнее работать, поскольку усилие при подъеме меньше.
Правда как и вся гидравлика, такие устройства требовательны к качеству изготовления, и требуют периодической ревизии. Так что использовать их можно как дополнение, но не как замену штатному винтовому домкрату.
Второй по популярности тип гидравлических домкратов - это подкатные.
За счет того, что гидравлический цилиндр расположен горизонтально, а подъем осуществляется рычагом, они имеют небольшую высоту и высокую скорость подъема.
Но "лишнее железо" имеет и лишний вес. Так что возить с собой такие домкраты невыгодно, а вот для гаража, для стационарного использования лучше не придумаешь!
Плюсы гидравлических домкратов - относительно большая скорость подъема, небольшое усилие при подъеме автомобиля.
Недостатки - увеличенный вес, требуют периодического обслуживания. (Частой причиной выхода их из строя является надрыв манжеты)
У внедорожников большое распространение получили реечные домкраты.
Автомобиль поднимается рычагом по специальной перфорированной рейке. За счет большой длины рейки можно поднять машину на значительную высоту. Очень удобно в том случае, если надо вытащить застрявший внедорожник из колеи или ямы.
Плюсы реечных домкратов - большая скорость подъема, большая высота подъема, хорошая надежность.
Недостатки - большой вес, большие габариты.
Это самые распространенные виды автомобильных домкратов. Хотя есть еще пневматические, надувные, гибридные, но то больше экзотика или узкая специализация.
При выборе домкрата, кроме грузоподъемности не забывайте еще о двух характеристиках: высоте подхвата (чтобы домкрат смог подлезть под ваш автомобиль) и высоте подъема (чтобы поднимаемое колесо все-таки оторвалось от земли)
Но главное, помните о безопасности!
Домкрат предназначен исключительно для подъема или для опускания. Фиксировать автомобиль в поднятом положении надо при помощи специальных подставок.
Чтобы автомобиль не скатился надо обязательно устанавливать противооткатные "башмаки". Ну и конечно же ставить домкрат надо на ровной и твердой поверхности. А уж какой тип домкрата использовать - это выбирать только вам!