Автор Джеффри Р. Янг
Это был 2012 год, и онлайн-обучение внезапно начало расти. Курсы в Стэнфорде
и Массачусетском технологическом институте были открыты бесплатно онлайн для широких масс, и массы записывались на них, причем на некоторые курсы приходилось более 160 000 человек на каждый. В разгар шумихи в течение нескольких недель были созданы две конкурирующие организации: одной из них была Coursera, коммерческий стартап, поддерживаемый крупнейшими инвесторами Кремниевой долины, которые утверждали, что строят компанию на миллиард долларов, редкий «единорог», как говорят венчурные капиталисты. Другой была edX, некоммерческая организация, финансируемая Массачусетским технологическим институтом и Гарвардом, в которой ректоры и президенты университетов говорили о том, чтобы принести элитное образование в широкий мир.
Почти 10 лет спустя Coursera фактически превратилась в единорога, стоимость которого значительно превышает миллиард долларов, а в марте она начала торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже как публичная компания.
У нее больше всего пользователей среди всех провайдеров МООК (так иногда называют крупномасштабные онлайн-курсы): более 77 миллионов человек. И она самая богатая среди них, с почти тремя четвертями миллиарда наличными в банке и годовым доходом около 260 миллионов долларов.
А как в сравнении обстоят дела у edX?
«EdX похож на дистант номер 2», - говорит Дхавал Шах, основатель Class Central, каталога онлайн-курсов, который также предлагает анализ сектора.
Во-первых, у edX 35 миллионов пользователей, что вдвое меньше, чем у Coursera. Он предлагает меньше курсов, чем Coursera - в 2020 году на edX было 3090 курсов, а на Coursera - около 4600. И это приносит гораздо меньший доход - около 50 миллионов долларов в год, что примерно в пять раз меньше, чем у Coursera, согласно анализу Шаха. В Курсовом отчете (Course Report) опубликованы данные на конец года от edX
и Coursera.
Но edX принял совсем другие решения, чем Coursera, которые соответствовали некоммерческому статусу edX. Во-первых, edX сделал свою платформу с открытым исходным кодом, что означает, что любой может иметь доступ к компьютерному коду. И edX был более открыт для университетских исследователей, которые хотят проводить исследования с использованием агрегированных анонимных данных с платформы.
Чтобы было ясно, как Coursera, так и edX растут - на самом деле, во время пандемии их использование ускоряется, и некоторые эксперты говорят, что это знаменует собой еще один момент MOOC. И оба предлагают продукты, которые очень похожи, и получают большую часть своего дохода, предлагая курсы, связанные с технологиями, людям, которые уже имеют высшее образование.
Вопрос в том, может ли лидерство Coursera расшириться более резко в будущем, учитывая феномен «сетевого эффекта» - то, что сетевая система становится полезнее, чем больше у нее пользователей.
В то время как существует конкуренция в области поиска в Интернете, например, Google занимает 92 процента рынка, в то время как у ближайшего конкурента, компании Microsoft Bing, всего 2 процента.
Поскольку Coursera и edX совершенствуют свои платформы курсов, анализируя совокупное поведение студентов, может ли то же самое произойти в пространстве MOOC?
«Он [может] создать такой цикл, который естественным образом ведет к принципу «победитель получает все», - говорит Фил Хилл, давний консультант по образовательным технологиям.
Минусы открытости?
Колледжи и университеты часто хвастаются своим некоммерческим статусом, поскольку ставят их выше коммерческих мотивов частного сектора, а edX и его участники рекламируют академическую культуру, которую они привнесли в платформу своих курсов.
Решение сделать edX с открытым исходным кодом воплощает этот дух. А некоммерческая организация рекламирует свою открытость, когда пытается нанять университетских партнеров (у нее около 133 партнеров по сравнению с более чем 200 на Coursera).
«Университеты и колледжи не боятся замков», - говорит Анант Агарвал, генеральный директор edX, который с самого начала был лидером некоммерческой организации. Это означает, что в любое время колледжи знают, что они могут брать свои курсы и материалы и управлять ими самостоятельно, добавляет он.
Однако архитектура с открытым исходным кодом обычно движется медленнее, поскольку члены сообщества могут взвешивать изменения.
«Поскольку EdX имеет открытый исходный код, они, вероятно, не смогут внести изменения как можно быстрее», - говорит Шах. «У них другой набор заинтересованных сторон, которого нет на Coursera».
И, будучи коммерческой организацией, поддерживаемой венчурным капиталом, Coursera смогла собрать больше денег и собрать их быстрее, чем edX, хотя edX начинался с изрядных 30 миллионов долларов от Гарварда и Массачусетского технологического института. Деньги оказываются ключом к созданию технологических платформ, как с точки зрения разработки программного обеспечения, так и с точки зрения партнерства, курсов и маркетинга. (Честно говоря, основатели Coursera, профессора Стэнфордского университета, также видели свою миссию в открытии образования, и изначально они хотели стать некоммерческой организацией, но решили, что таким образом будет сложнее собрать средства.)
В результате, по словам Хилла, программное обеспечение Coursera может не иметь такого количества функций или разнообразия, но оно построено так, чтобы его было легко использовать. «Зайдите на edX и посмотрите на платформу для создания курсов - она громоздка и сложна», - добавляет он. «Вы можете утверждать, что из-за этого вы получаете более зрелые проекты курсов, но это не то же самое, что масштабируемость».
Стратегическая дуэль
По словам Хилла, у этих двух организаций также очень разные подходы к стратегии.
Для Coursera давно ставилась цель выйти на биржу, и в 2017 году компания наняла генерального директора, который не имел никакого бэкграунда в образовании, но имел опыт проведения IPO в финансовой технологической компании.
Этот генеральный директор, Джефф Маггионкалда, оптимизировал предложения Coursera и разработал стратегии роста таким образом, чтобы приносить прибыль. В марте Маггионкалда, который по-прежнему возглавляет Coursera, помог позвонить в колокольчик открытия NYSE в честь завершения IPO компании.
Между тем стратегия EdX заключалась в том, чтобы «швырять спагетти в стену», - утверждает Хилл. «Они никогда не были очень стратегическими. Они просто делают больше, но никогда не сосредотачиваются. С точки зрения стратегии, это история двух компаний».
Шон Галлахер, исполнительный директор Центра будущего высшего образования и стратегии развития талантов Северо-Восточного университета и автор книги о будущем образования, говорит, что он также чувствовал, что edX «намного позже нашел бизнес-модель».
Между тем, по его словам, он был впечатлен «производительностью и масштабируемостью Coursera».
Агарвал, генеральный директор edX, смотрит на вещи иначе.
«Я не уверен, что вы имеете в виду под дистант номер два», - говорит он, оспаривая мнение о растущей дистанции между edX и Coursera. «Мы оцениваем себя по результатам - результатам с точки зрения того, на скольких людей мы повлияли».
Он называет edX новатором в этой области, первым предложившим то, что он называет «наращиваемыми сертификатами». Примером того, что он имеет в виду, являются программы edX «MicroMasters», которые позволяют студентам пройти часть магистерской программы онлайн для получения сертификата с возможностью подать заявку на получение степени магистра очно после этого. Он также работает с микро бакалавриатом MicroBachelors.
«Нашей полярной звездой было переосмыслением образования», - говорит Агарвал. «Конкуренты, которые явно преследовали цель выйти на IPO, должны были изменить стратегии, чтобы стать более коммерчески ориентированными, или изменить подходы, чтобы сосредоточиться на том, что может быть лучше на определенных рынках».
Агарвал утверждает, что большая часть работы edX делается из-за академической миссии, а не из соображений прибыли, например, открытия платформы для исследователей. «Требуются усилия [работа с исследователями], а рентабельность инвестиций в деньги отсутствует - так что это труд по любви», - говорит он. «Это важно для наших партнеров».
Куда edX надеется пойти дальше?
«Что касается нашей стратегии, мы просто удвоим увеличение доступа», - говорит Агарвал. Он отмечает, что edX по-прежнему стремится предлагать бесплатные версии своих курсов и продолжать разрабатывать недорогие степени, такие как магистерская программа по науке о данных за 10 000 долларов, которую она разработала с Техасским университетом в Остине.
Несколько университетов работают как с edX, так и с Coursera.
Один из них - Мичиганский университет, где заместитель проректора по инновациям Джеймс ДеВани говорит, что дух соревнования между edX и Coursera подтолкнул их к «совершенствованию и заострению внимания».
«Это разные платформы, и это, наверное, хорошо», - говорит он. Он утверждает, что есть место и для того, и для другого.
В конце концов, и edX, и Coursera должны будут поддерживать своих партнеров по колледжу и университету, чтобы добиться долгосрочного успеха, поскольку оба имеют контракты с партнерами, срок действия которых истекает.
«По мере того, как каждая из этих организаций определяет свой следующий этап роста, - заключает ДеВани, - компания или организация, которые представляют наиболее убедительные доказательства того, что они укрепляют [университеты] в долгосрочной перспективе, в дополнение к тому, что они применяют подход на рынке, ориентированный на учащихся, который завоюет многих университетских партнеров».