Найти тему
Мифы и легенды

Кто такие Баба-Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч в славянской мифологии

Взрослым людям довольно сложно отбросить накопленный жизненный опыт, фундаментальные знания и осмыслить сказки чистым сознанием ребёнка. Сказка не просто воспитывает ребёнка и обучает его народным ценностям, она оказывает на него колоссальное влияние: наглядно раскрывает понятия «добра» и «зла», развивает воображение, даёт первые уроки визуализации и с помощью веры в чудеса расширяет сознание. Но что если за яркими мифическими персонажами главных героев скрываются удивительные некогда существовавшие личности, а под вуалью мифа и преданий — древние знания и давние события?

Почти семьдесят лет назад российские исследователи выдвинули потрясающую гипотезу. В итоге проведенных ими фундаментальных исследований, они пришли к выводу, что русские народные сказки на самом деле не вымысел, а отражение реальных событий, обрядов и священных ритуалов, которые сотни лет назад практиковали наши далекие предки. Причем исследование было настолько безупречным, логичным и последовательным, что консервативная советская наука не нашла ни одного основания, чтобы опротестовать его результаты и объявить их профанацией. Тогда о сенсационном исследовании просто «забыли», оставив к нему доступ только очень узкому кругу.

Конечно при таком обилии информации, гипотез, слухов и теорий современному человеку достаточно сложно разобраться где правда, а где вымысел. Но если даже спустя целые столетия начинают всплывать обстоятельства и факты, указывающие на серьезные искажения истории нашего государства (например, «монголо-татарское иго»), то почему бы не предположить, что и первоначальные варианты русских народных сказок за прошедшее тысячелетие могли измениться до неузнаваемости.

-2

Так, например, существуют исследования, согласно которым, один из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок Баба Яга и её избушка на курьих ножках являлись у славян олицетворением представителей царства мёртвых. Однако есть и другие предположения, согласно которым Баба Яга (Йога) — это искаженный образ славянской богини — Матушки Йогини — вечнопрекрасной, любящей, добросердечной покровительницы детей-сирот, «золотая ножка в золотой сапожке».

Русский историк М. О. Без-Корнилович в 1855 году в книге «Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» написал: «За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности… при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги». Получается, что Баба Яга была полноправной богиней и почиталась нашими предками наравне с таким богом как Перун? По мнению исследователей, возможно та же легендарная Золотая Баба является ещё одним из её образов.

-3

Согласно славянским преданиям, Баба Йога странствовала по всем землям, собирая беспризорных детей-сирот. Её узнавали всюду по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами. Детей-сирот Йогиня доставляла к подножию Алтайских гор в свой предгорный Скит для огненного обряда посвящения. В специальной полости в скале, которая называлась Пещь Ра, выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый лапата. В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра, Баба Йога укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах, а во второе углубление — сухой хворост, после чего лапата задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.

Для всех присутствующих на огненном обряде это означало, что дети-сироты были посвящены Древним Вышним Богам, и в мирской жизни их больше никто не увидит. Однако, чужестранцы, присутствовавшие иногда при обряде, потом рассказывали в своих землях, что собственными глазами видели, как маленьких детей принесли в жертву, бросив их живыми в огненную печь. Им было неведомо, что у задвигавшегося помоста-лапаты в Пещь Ра, имелся специальный механизм, опускавший каменную плиту на выступ лапаты, и отделявший углубление с детьми от огня. После того как загорался огонь в Пещи Ра, жрецы переносили детей из углубления на лапате в помещения Капища Рода, и воспитывали из них жрецов и жриц, а те уже будучи взрослыми создавали семьи и продолжали свой род.

Интересно, что само слово «йога» в словаре Фасмера имеет следующие определения: сила, состояние, мочь, быть в состоянии, смысл, разум. А вот в переводе с языка санскрита, родственного по мнению специалистов, с праславянским, слово «йогини» переводится как «просветленная женщина».

-4

Любопытен и другой, не менее популярный персонаж русских народных сказок — Кощей Бессмертный.

По одной из версий, его прообразом является древнеславянский бог — Чернобог, имя которого упоминается в ряде летописей, но только после крещения Руси. Чернобога якобы называли Кощеем, или Черным змеем, повелевал он мертвыми в царстве тьмы, был богом холода, уничтожения, смерти и зла.

По другим предположениям, прототипом Кощея был половецкий хан Кончак, воевавший иногда с нашими предками. Хотя по большей части между славянами и половцами (кочевым народом) велась взаимовыгодная торговля, всё же в памяти славян он мог оставить и вот такой след.

А вот благодаря малоизвестной сказке «Про Кощея — богатыря» появилась версия о том, что это был русский богатырь, которого предали князья. После долгих лет заточения в башне о нём забыли и друзья, и враги, и сам он, забыв своё имя, стал называть себя Кощеем («пленником»). Но когда проржавевшие цепи дали свободу, богатырь подчинил себе армию врага, завоевал чужеземные города и вернулся на Русь, чтобы отомстить за предательство.

В настоящее время городок Старица Тверской области именует себя родиной Кощея Бессмертного, считая, что он был вполне исторической личностью. Согласно исследованиям В. К. Болдака, опубликовавшем в 2007 году статью «Реконструкция событий политической истории восточных славян II–V веков», Кощей и все что с ним связано — это воспоминание славян о событиях, которые происходили почти две тысячи лет назад. В разных письменных источниках у этого человека были разные имена: Кощей, Вострогот и столетний Германарих, но всё это было одно лицо. Это был германский полководец, «король» восточных готов, владения которого располагались на территории современного Крыма и Приазовья. Из сообщения Иордана следует, что Кощей Бессмертный был убит в 375 году после рождества Христова аж на 110 году жизни! По мнению историка, воспоминания о кровопролитной войне — страшном побоище в славянских землях сохранились в виде преданий о Кощее Бессмертном в русском фольклоре и о столетнем Германарихе — в германском.

В последние годы среди ученых появилось даже мнение о внеземном происхождении Кощея. Высокий, худой, с очень длинными руками, без волос на голове и с серым цветом кожи. Видимо, добрым нравом он не отличался, потому и заслужил дурную славу. А вот железными доспехами он больше напоминает биоробота, замок его подобен космическому кораблю, а меч-самосек похож на лазерное оружие. И в самом деле, чем не Дарт Вейдер из «Звёздных войн»?

Происхождение его имени тоже неоднозначное: в древнерусском языке слово «кошь» обозначало «стан», «обоз», а главу обоза и хранителя казны называли «кошевым»; имелось существительное «кощей» в значении раб, пленник, «Этимологический словарь» объясняет происхождение слова «кощей» от слова «кость», т. е. худой, тощий. В «Слове о полку Игореве» слово «кощей» употребляется как в значении раба, так и в значении человека низкого, коварного, презренного (например, половецкий хан Кончак называется поганым кощеем). А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить — бранить. А вот академик В. В. Виноградов указывал, что в славянских языках и диалектах «костить» означает не только хулить, ругать, но и портить, наносить вред, пакостить.

Интересные версии происхождения есть и у Змея Горыныча. Вот некоторые из них.

По мнению исследователей, прообразом этого сказочного персонажа мог быть вполне реальный человек. Во времена наших предков один варяг с севера со своею дружиной захватил глухую деревушку, где жили славяне, выбив всех её жителей. Место для лагеря было весьма удобным, располагалось оно как раз на пути «из варяг в греки»: по Припяти и по Горыни ходили челны купцов, которые везли диковинные и дорогие товары. Обнеся поселище дубовым частоколом, разбойники стали совершать набеги. Но предводитель их был настолько жадным, что не собирал подати за свободный проезд, а отбирая всё, убивал людей, за что и получил прозвище Змея. А так как захваченная им деревушка находилась на маленьком болотном островке между реками Припять и Горынь, то по расположению места его стали звать Змеем с Горыни, или Змеем Горынычем.

Два сына его, которые командовали дружиной вместе с отцом, были такими же жестокими и жадными, как и сам Змей. За что назвали их Змеенышами или Змейскими Головами. Вот и получился в сказках не просто Змей Горыныч, а еще и Трехглавый.

-5

А вот согласно другому, весьма интересному мнению, прообразом сказочного персонажа могли послужить самые настоящие огнедышащие динозавры!

Этнограф и историк Иван Кириллов среди старинных рукописей собрал немало исторических документов и свидетельств очевидцев, подтверждающих это. Например, запись в личном дневнике австрийского посла Сигизмунда Герберштейна, работавшего в России в 1517 и в 1526 годах: «Эта область изобилует рощами, лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом…»

Ученые признают, что теоретически это вполне возможно. Ведь в ископаемых черепах некоторых видов динозавров, обнаружены полости, схожие с теми, что использует в природе жук-бомбардир. Спасаясь от своих преследователей, насекомое выстреливает горючей жидкостью, вырабатываемой в его теле и близкой по составу к современному ракетному топливу. Просто, видимо, к началу человеческой цивилизации вымерли не все динозавры.

Вообще история изучения русской народной сказки довольно богата: А. Афанасьев, Ф. Буслаев, А. Веселовский, А. Пушкин, М. Ломоносов и многие другие. С тех пор как Владимиром Проппом в 1946 году была написана книга «Исторические корни волшебной сказки», её не раз подвергали анализу в разрезе философии, психологии, педагогики и даже космоэнергетики. Иногда, столкнувшись с подобным анализом, просто поражаешься интерпретации и витиеватости мыслей автора. И тогда возникает вопрос: если о том, что сказка заключает в себе столь глубинный смысл, ученые догадались только спустя целое тысячелетие, то какого же бедному малышу, скажем, в 5 лет? Думаете, услышав от мамы сказку про Курочку Рябу, он сразу подумает о заложенной в ней теории объектных отношений? А если серьёзно, то почему бы не предположить, что для доступности восприятия, понимания и лёгкости передачи какие-то невероятные события действительно могли быть облачены в сказку. Ведь достаточно сомнительно, что народ, живший по законам мира Прави (Правды) стал бы с детства приучать своих детей ко лжи и обману.