Взрослым людям довольно сложно отбросить накопленный жизненный опыт, фундаментальные знания и осмыслить сказки чистым сознанием ребёнка. Сказка не просто воспитывает ребёнка и обучает его народным ценностям, она оказывает на него колоссальное влияние: наглядно раскрывает понятия «добра» и «зла», развивает воображение, даёт первые уроки визуализации и с помощью веры в чудеса расширяет сознание. Но что если за яркими мифическими персонажами главных героев скрываются удивительные некогда существовавшие личности, а под вуалью мифа и преданий — древние знания и давние события?
Почти семьдесят лет назад российские исследователи выдвинули потрясающую гипотезу. В итоге проведенных ими фундаментальных исследований, они пришли к выводу, что русские народные сказки на самом деле не вымысел, а отражение реальных событий, обрядов и священных ритуалов, которые сотни лет назад практиковали наши далекие предки. Причем исследование было настолько безупречным, логичным и последовательным, что консервативная советская наука не нашла ни одного основания, чтобы опротестовать его результаты и объявить их профанацией. Тогда о сенсационном исследовании просто «забыли», оставив к нему доступ только очень узкому кругу.
Конечно при таком обилии информации, гипотез, слухов и теорий современному человеку достаточно сложно разобраться где правда, а где вымысел. Но если даже спустя целые столетия начинают всплывать обстоятельства и факты, указывающие на серьезные искажения истории нашего государства (например, «монголо-татарское иго»), то почему бы не предположить, что и первоначальные варианты русских народных сказок за прошедшее тысячелетие могли измениться до неузнаваемости.
Так, например, существуют исследования, согласно которым, один из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок Баба Яга и её избушка на курьих ножках являлись у славян олицетворением представителей царства мёртвых. Однако есть и другие предположения, согласно которым Баба Яга (Йога) — это искаженный образ славянской богини — Матушки Йогини — вечнопрекрасной, любящей, добросердечной покровительницы детей-сирот, «золотая ножка в золотой сапожке».
Русский историк М. О. Без-Корнилович в 1855 году в книге «Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» написал: «За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности… при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги». Получается, что Баба Яга была полноправной богиней и почиталась нашими предками наравне с таким богом как Перун? По мнению исследователей, возможно та же легендарная Золотая Баба является ещё одним из её образов.
Согласно славянским преданиям, Баба Йога странствовала по всем землям, собирая беспризорных детей-сирот. Её узнавали всюду по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами. Детей-сирот Йогиня доставляла к подножию Алтайских гор в свой предгорный Скит для огненного обряда посвящения. В специальной полости в скале, которая называлась Пещь Ра, выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый лапата. В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра, Баба Йога укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах, а во второе углубление — сухой хворост, после чего лапата задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.
Для всех присутствующих на огненном обряде это означало, что дети-сироты были посвящены Древним Вышним Богам, и в мирской жизни их больше никто не увидит. Однако, чужестранцы, присутствовавшие иногда при обряде, потом рассказывали в своих землях, что собственными глазами видели, как маленьких детей принесли в жертву, бросив их живыми в огненную печь. Им было неведомо, что у задвигавшегося помоста-лапаты в Пещь Ра, имелся специальный механизм, опускавший каменную плиту на выступ лапаты, и отделявший углубление с детьми от огня. После того как загорался огонь в Пещи Ра, жрецы переносили детей из углубления на лапате в помещения Капища Рода, и воспитывали из них жрецов и жриц, а те уже будучи взрослыми создавали семьи и продолжали свой род.
Интересно, что само слово «йога» в словаре Фасмера имеет следующие определения: сила, состояние, мочь, быть в состоянии, смысл, разум. А вот в переводе с языка санскрита, родственного по мнению специалистов, с праславянским, слово «йогини» переводится как «просветленная женщина».
Любопытен и другой, не менее популярный персонаж русских народных сказок — Кощей Бессмертный.
По одной из версий, его прообразом является древнеславянский бог — Чернобог, имя которого упоминается в ряде летописей, но только после крещения Руси. Чернобога якобы называли Кощеем, или Черным змеем, повелевал он мертвыми в царстве тьмы, был богом холода, уничтожения, смерти и зла.
По другим предположениям, прототипом Кощея был половецкий хан Кончак, воевавший иногда с нашими предками. Хотя по большей части между славянами и половцами (кочевым народом) велась взаимовыгодная торговля, всё же в памяти славян он мог оставить и вот такой след.
А вот благодаря малоизвестной сказке «Про Кощея — богатыря» появилась версия о том, что это был русский богатырь, которого предали князья. После долгих лет заточения в башне о нём забыли и друзья, и враги, и сам он, забыв своё имя, стал называть себя Кощеем («пленником»). Но когда проржавевшие цепи дали свободу, богатырь подчинил себе армию врага, завоевал чужеземные города и вернулся на Русь, чтобы отомстить за предательство.
В настоящее время городок Старица Тверской области именует себя родиной Кощея Бессмертного, считая, что он был вполне исторической личностью. Согласно исследованиям В. К. Болдака, опубликовавшем в 2007 году статью «Реконструкция событий политической истории восточных славян II–V веков», Кощей и все что с ним связано — это воспоминание славян о событиях, которые происходили почти две тысячи лет назад. В разных письменных источниках у этого человека были разные имена: Кощей, Вострогот и столетний Германарих, но всё это было одно лицо. Это был германский полководец, «король» восточных готов, владения которого располагались на территории современного Крыма и Приазовья. Из сообщения Иордана следует, что Кощей Бессмертный был убит в 375 году после рождества Христова аж на 110 году жизни! По мнению историка, воспоминания о кровопролитной войне — страшном побоище в славянских землях сохранились в виде преданий о Кощее Бессмертном в русском фольклоре и о столетнем Германарихе — в германском.
В последние годы среди ученых появилось даже мнение о внеземном происхождении Кощея. Высокий, худой, с очень длинными руками, без волос на голове и с серым цветом кожи. Видимо, добрым нравом он не отличался, потому и заслужил дурную славу. А вот железными доспехами он больше напоминает биоробота, замок его подобен космическому кораблю, а меч-самосек похож на лазерное оружие. И в самом деле, чем не Дарт Вейдер из «Звёздных войн»?
Происхождение его имени тоже неоднозначное: в древнерусском языке слово «кошь» обозначало «стан», «обоз», а главу обоза и хранителя казны называли «кошевым»; имелось существительное «кощей» в значении раб, пленник, «Этимологический словарь» объясняет происхождение слова «кощей» от слова «кость», т. е. худой, тощий. В «Слове о полку Игореве» слово «кощей» употребляется как в значении раба, так и в значении человека низкого, коварного, презренного (например, половецкий хан Кончак называется поганым кощеем). А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить — бранить. А вот академик В. В. Виноградов указывал, что в славянских языках и диалектах «костить» означает не только хулить, ругать, но и портить, наносить вред, пакостить.
Интересные версии происхождения есть и у Змея Горыныча. Вот некоторые из них.
По мнению исследователей, прообразом этого сказочного персонажа мог быть вполне реальный человек. Во времена наших предков один варяг с севера со своею дружиной захватил глухую деревушку, где жили славяне, выбив всех её жителей. Место для лагеря было весьма удобным, располагалось оно как раз на пути «из варяг в греки»: по Припяти и по Горыни ходили челны купцов, которые везли диковинные и дорогие товары. Обнеся поселище дубовым частоколом, разбойники стали совершать набеги. Но предводитель их был настолько жадным, что не собирал подати за свободный проезд, а отбирая всё, убивал людей, за что и получил прозвище Змея. А так как захваченная им деревушка находилась на маленьком болотном островке между реками Припять и Горынь, то по расположению места его стали звать Змеем с Горыни, или Змеем Горынычем.
Два сына его, которые командовали дружиной вместе с отцом, были такими же жестокими и жадными, как и сам Змей. За что назвали их Змеенышами или Змейскими Головами. Вот и получился в сказках не просто Змей Горыныч, а еще и Трехглавый.
А вот согласно другому, весьма интересному мнению, прообразом сказочного персонажа могли послужить самые настоящие огнедышащие динозавры!
Этнограф и историк Иван Кириллов среди старинных рукописей собрал немало исторических документов и свидетельств очевидцев, подтверждающих это. Например, запись в личном дневнике австрийского посла Сигизмунда Герберштейна, работавшего в России в 1517 и в 1526 годах: «Эта область изобилует рощами, лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом…»
Ученые признают, что теоретически это вполне возможно. Ведь в ископаемых черепах некоторых видов динозавров, обнаружены полости, схожие с теми, что использует в природе жук-бомбардир. Спасаясь от своих преследователей, насекомое выстреливает горючей жидкостью, вырабатываемой в его теле и близкой по составу к современному ракетному топливу. Просто, видимо, к началу человеческой цивилизации вымерли не все динозавры.
Вообще история изучения русской народной сказки довольно богата: А. Афанасьев, Ф. Буслаев, А. Веселовский, А. Пушкин, М. Ломоносов и многие другие. С тех пор как Владимиром Проппом в 1946 году была написана книга «Исторические корни волшебной сказки», её не раз подвергали анализу в разрезе философии, психологии, педагогики и даже космоэнергетики. Иногда, столкнувшись с подобным анализом, просто поражаешься интерпретации и витиеватости мыслей автора. И тогда возникает вопрос: если о том, что сказка заключает в себе столь глубинный смысл, ученые догадались только спустя целое тысячелетие, то какого же бедному малышу, скажем, в 5 лет? Думаете, услышав от мамы сказку про Курочку Рябу, он сразу подумает о заложенной в ней теории объектных отношений? А если серьёзно, то почему бы не предположить, что для доступности восприятия, понимания и лёгкости передачи какие-то невероятные события действительно могли быть облачены в сказку. Ведь достаточно сомнительно, что народ, живший по законам мира Прави (Правды) стал бы с детства приучать своих детей ко лжи и обману.