Найти в Дзене
Морской хронограф

Морской хронограф: 14 мая - этот день в отечественной морской истории

Оглавление
1829, 14 (26) мая - героический бой брига «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского с двумя линейными кораблями турецкого флота. ("Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями". худ. И. Айвазовский).
1829, 14 (26) мая - героический бой брига «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского с двумя линейными кораблями турецкого флота. ("Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями". худ. И. Айвазовский).

2013, 14 мая:

-2

Освещение судна специального назначения «Капитан Синельников»

2003, 14 мая:

-3

Трагически погиб капитан порта Санкт-Петербург Михаил Валентинович Синельников.

Его именем названо судно специального назначения «Капитан Синельников» Администрации морского порта «Большой порт Санкт-Петербург».

2002, 14 мая:

Договор СНВ-2 утратил юридическую силу. Министр обороны и министр иностранных дел РФ направили об этом уведомление в Государственную думу. Договор был ратифицирован Государственной думой в 1999 году. США документ не ратифицировали и 13 декабря 2001 года заявили о выходе из Договора по ПРО от 1972 года.

1994, 14 мая:

-4

На большом десантном корабле «БДК-47» проекта 775 Балтийского флота произошло возгорание в машинном отделении. В электрощите возникло короткое замыкание, искры из щита попали в колодец сбора льяльных вод. Действия личного состава по тушению пожара были неудовлетворительными. Средства пожаротушения не были готовы к использованию. Пожар распространился по всему машинному отделению. Выгорели кабельные трассы и электрооборудование помещения.

1993, 14 мая:

-5

Официальный визит сторожевого корабля Северного флота «Резвый» под флагом командующего Кольской флотилией разнородных сил вице-адмирала В.А. Корнюшко в порт Тромсё (Норвегия).

1990, 14 мая:

Морской тральщик «Разведчик» Черноморского флота (фото А. Кузенков, 26 августа 1993 года)
Морской тральщик «Разведчик» Черноморского флота (фото А. Кузенков, 26 августа 1993 года)

В Красном море во время несения боевой службы морской тральщик Черноморского флота «Разведчик» вступил в бой по защите транспорта Минморфлота «Интернационал» от нападения боевых катеров эритрейских сепаратистов.

Танкер «Интернационал» шедший в охранении тральщика, был атакован 4 катерами, оснащенными 106-мм орудиями. Моряки тральщика открыли заградительный огонь - стрельбу вели кормовая артустановка, малая зенитная артиллерия и два крупнокалиберных пулемета ДШК «Утес» (образца 1943 года), установленных на тыльной стороне мостика. Кроме того, в бой вступили автоматчики из группы огневого противодействия. Ранение в ногу получил гидроакустик старшина 2 статьи Игорь Швец, ведший огонь из ДШК «Утес». Огнем старшины 1 статьи Александра Невзрачного был взорван один катер.

Бой длился с 4.48 до 4.56, всего 8 минут. За это время тральщик израсходовал четыре с половиной из шести тонн боезапаса, имевшегося на борту. Артиллерийским огнем атаки катеров были отбиты. Тральщик и транспорт потерь личного состава не имели.

1988, 14 мая:

-7

Скончался Николай Федорович Макаров, известный советский конструктор автоматического оружия, Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Сталинской и Государственной премий (1952, 1967).

Похоронен в Туле на 1-м Городском кладбище.

1985, 14 мая:

-8

Скончался капитан 1-го ранга Валерьян Людомирович Бжезинский, судостроитель, участник Гражданской войны, командир, комиссар и старший морской начальник Астраханского военного порта; первый начальник и комиссар воссозданного в Петрограде Морского инженерного училища, старший морской советник командующего 1-й национальной революционной армии Китая Чан Кай-ши; главный инженер представительства Совторгфлота; заведующий сектором судостроения ВСНХ, начальник центрального конструкторского бюро судостроения № 1, создал проект экспериментального эсминца проекта 45 «Опытный», спроектировал три сверхмалые подводные лодки.

В 1937 году был репрессирован; находясь в заключении в шарашке, был главным конструктором ныряющих торпедных катеров-подводных лодок «Блоха» и «М-400»; полностью реабилитирован, работал главным конструктором в Центральном научно-исследовательском институте имени академика А.Н. Крылова.

После выхода на пенсию являлся сотрудником Центрального военно-морского музея.

1984, 14 мая:

Приказом министра обороны на вооружение ВМФ принят навигационный комплекс АНК-4 (ЦНИИ «Электроприбор», главный конструктор - В.Г. Пешехонов). Устанавливался на многоцелевых подводных лодках.

1969, 14 мая:

Приказом министра обороны СССР на вооружение подводных лодок второго поколения принята станция обнаружения радиолокационных сигналов «Залив».

1969, 14 мая:

ЦК КПСС и Советом министров СССР принято постановление о создании на базе НИИ-24 и ГСКБ-47 Научно-исследовательского института прикладной гидромеханики с задачами исследования скоростного подводного движения, создания подводных ракет на основе кавигационных течений и использования гидрореактивных и ракетных двигателей в подводной среде (в настоящее время — ОАО «ГНПП "Регион"»). Среди разработок предприятия — уникальная сверхскоростная подводная противолодочная ракета «Шквал», авиационная противолодочная ракета и другое подводное управляемое оружие.

1956, 14 мая:

Правительством СССР принято постановление о сокращении Вооруженных сил на 1 миллион 200 тысяч человек в дополнение к проведенному в 1955 году сокращению на 640 тысяч человек. В ВМФ 375 боевых кораблей были выведены из состава сил постоянной готовности для постановки на консервацию, на металлолом пошли 240 кораблей и судов.

1955, 14 мая:

-9

Заключен Варшавский договор о дружбе и сотрудничестве между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией. Вступил в силу 5 июня 1955 года. С 1962 года Албания не участвовала в работе, а в 1968 году вышла из Договора.

Договор был ответной мерой на создание 4 апреля 1949 года в Вашингтоне Североатлантического альянса. Прекратил свое существование в начале 1990-х годах.

1954, 14 мая:

В Гааге государствами, входящими в ООН, принята Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Вступила в силу 7 июля 1954 года.

1943, 14 мая:

Фашистская авиация потопила у полуострова Рыбачий подводную лодку Северного флота «М-122» (командир - капитан-лейтенант П.В. Шипин).

1942, 14 мая:

В порту Камыш-Бурун при эвакуации советских войск подорван и затоплен пароход «Потемкин».

1942, 14 мая:

В результате авиационного налета на Ленинград получили повреждения лидер «Ленинград» и эсминец «Сильный».

1942, 14 мая:

-10

Затонул, подорвавшись на мине, эсминец «Дзержинский», совершавший очередной поход с пополнением и грузами для защитников Севастополя. Погибло 158 человек (по другим данным, 270). Место гибели эсминца нанесено на морских картах, и корабли, проходя около этой точки, отдают погибшим морские почести.

1942, 14 мая:

Подводная лодка Северного флота «М-176» (командир - капитан-лейтенант И.Л. Бондаревич) в Варангер-фьорде 2-торпедным залпом потопила транспорт противника водоизмещением 8000 тонн и повредила миноносец из состава охранения.

1931, 14 мая:

-11

Родился Михаил Дмитриевич Агеев (1931-2005), академик РАН, специалист в области систем навигации и управления движущимися объектами, директор Института проблем морских технологий (ИПМТ), руководитель работ по созданию подводных аппаратов различного назначения.

1924, 14 мая:

-12

Сторожевой корабль «Воровский» (командир - А.С. Максимов) вышел из Архангельского порта в дальнее плавание южными морями вокруг Европы и Азии. Посетив Неаполь, Порт-Саид, Аден, Коломбо, Цейлон, Сингапур, Гонконг. 20 ноября 1924 года отдал якорь в бухте Золотой Рог на рейде Владивостока. Это было первое дальнее заграничное плавание советского корабля. Всего было пройдено около 14 тысяч миль.

1919, 14 мая:

Передовой отряд Волжской военной флотилии у устья реки Вятка вступил в бой с пятью колчаковскими канонерскими лодками. Противник отошел вверх по Каме.

1916, 14 (27) мая:

На тральщике Балтийского флота «Взрыв», осуществлявшем постановку мин в районе передовой позиции, произошел взрыв мины на палубе, который-вызвал пожар и взрыв еще 4 мин. Было убито 20 человек экипажа и 7 ранено. Взятый на буксир «Взрыв» вскоре затонул.

1915, 14 (27) мая:

-13

Скончался адмирал Яков Аполлонович Гильтебрандт, командующий эскадрой Тихого океана (1899-1900), начальник Главного гидрографического управления (1903-1907), член Адмиралтейств-совета (1907).

1914, 14 (27) мая:

-14

В районе Либавы (Лиепая) впервые взлетел с воды поплавковый вариант самолета «Илья Муромец», управляемый конструктором И.И. Сикорским и лейтенантом Г.И. Лавровым.

1910, 14 мая:

-15

Родился Иван Иванович Краковский (1910-1976), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской премии (1949) - за создание новых типов речных судов завода «Красное Сормово».

1908, 14 (27) мая:

-16

Перед Николо-Богоявленским Морским собором в Санкт-Петербурге открыт памятник героям броненосца «Император Александр III». Авторы гранитного обелиска, посвященного погибшим при Цусиме морякам, — скульптор Артемий Обер и архитектор Яков Филотей. Памятник сооружен на добровольные пожертвования моряков Гвардейского экипажа.

1905, 14 (27) мая:

-17

На Историческом бульваре Севастополя в здании, построенном по проекту военного инженера О.И. Энберга и архитектора В.А. Фельдмана открылась панорама Ф. Рубо «Севастопольская оборона». Размер полотна 14x115 м.

После Великий Отечественной войны восстановлена и открыта вновь 16 октября 1954 года.

1905, 14 (27) мая:

-18

Скончался капитан 1 ранга Василий Васильевич Игнациус. Погиб в Цусимском сражении, командуя эскадренным броненосцем «Князь Суворов». Художник-маринист.

1905, 14 (27) – 15 (28) мая:

-19

Цусимское морское сражение между русской и японской эскадрами у островов Цусима в Корейском проливе. Японский флот под командованием адмирала Х. Того, имевший превосходство в силах, артиллерии и скорости кораблей, разгромил 2-ю Тихоокеанскую эскадру и 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры под общим командованием вице-адмирала 3.П. Рожественского. Из 38 боевых кораблей и вспомогательных судов 21 был уничтожен, 5 сдались в плен, 2 захвачены японцами в качестве призов, 3 крейсера, миноносец и 2 транспорта прорвались в Манилу и Шанхай, где были интернированы. Погибли и умерли от ран 210 офицеров и 4836 кондукторов и матросов. Поражение лишило Россию защиты дальневосточных рубежей от агрессии с моря и заставило начать мирные переговоры.

1877, 14 (26) мая:

Лейтенанты Ф.В. Дубасов и А.П. Шестаков на минных катерах «Царевич» и «Ксения» взорвали в Мачинском рукаве Дуная турецкий монитор «Сейфи» («Сельфи»). Это было первое успешное применение минного оружия (шестовых мин) катерами.

1874, 14 (26) мая:

Завод Карра и Макферсона перешел в ведение Морского министерства и официально переименован в Балтийский завод. Неофициально именовался так со дня основания, т. е. с 1856 года.

1858, 14 (26) мая:

-20

Родился барон Ганс Вильям (Василий) Николаевич Ферзен (1858-1937), вице-адмирал, герой Цусимского сражения.

1854, 14 (26) мая:

Начался первый сплав судов по Амуру. От Сретенска вниз по реке отошел караван во главе с пароходом «Аргунь», построенном на Шилкинском заводе. Этот день считается датой основания Амурского пароходства.

1835, 14 (26) мая:

Утвержден проект нового Севастопольского адмиралтейства. Строительство началось 1 сентября 1835 года.

1829, 14 (26) мая:

Памятный знак, посвящённый подвигу брига «Меркурий» на Матросском бульваре в Севастополе
Памятный знак, посвящённый подвигу брига «Меркурий» на Матросском бульваре в Севастополе

Севернее входа в Босфор бриг «Меркурий» под командой капитан-лейтенанта А. И. Казарского вступил в неравный бой с двумя преследовавшими его турецкими линейными кораблями, имевшими почти 10-кратный перевес в артиллерии, нанес им серьезные повреждения и благополучно возвратился в базу.

1826, 14 (26) мая:

На Охтинской верфи в Санкт-Петербурге состоялся торжественный спуск двух одинаковых 16-пушечных кораблей - военных шлюпов «Моллер» и «Сенявин». Построены корабельным мастером В.Ф. Стоке. Прославились участием в кругосветном плавании в экспедиции Станюковича - Литке в 1826-1829 годах.

1811, 14 (26) мая:

Экипаж шлюпа «Диана» (командир - лейтенант В.М. Головнин) в районе Курильских островов открыл пролив между островами Кетой и Симушир, названный именем корабля.

1779, 14 (25) мая:

Из Средиземного моря в Кронштадт вернулся отряд фрегатов под командованием капитана 1 ранга Т.Г. Козлянинова.

1764, 14 (25) мая:

Императрицей Екатериной II подписан секретный приказ о снаряжении экспедиции по отысканию Северо-Восточного морского пути «...на Камчатку и далее». Главным командиром экспедиции был назначен капитан 1 ранга В.Я. Чичагов. Инициатором экспедиции был М.В. Ломоносов.

1739, 14 (25) мая:

-22

Русские мореплаватели М.П. Шпанберг и В. Вальтон на бригантине «Архангел Михаил» и дубель-шлюпке «Надежда», достигли берегов Страны восходящего солнца - северной Японии.

1725, 14 (25) мая:

Корабль «Девоншир» (командир - капитан 3 ранга И. Кошелев) и два фрегата отправились из Ревеля в первую коммерческую экспедицию в Испанию. Продав казенные и частные грузы в Кадисе, суда весной 1726 года вернулись в Санкт-Петербург.

1713, 14 (25) мая:

16-тысячный десант, высаженный русским галерным флотом, занял город Борго (Порвоо, Финляндия).

Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты мая 2025 года.