Найти тему

«Хомо Новус» (1990)

Очень сильный и во многом уникальный фильм.

Венгерский кинорежиссер Пал Эрдёш выказал редкий интерес к сближению с Россией в то время, когда все сателлиты торопились побыстрее от нее отмежеваться. Накануне распада СССР он приехал сюда и снял два фильма: «Хомо Новус» (1990) и «Свистун» (1993). Он уже был признанным художником, за плечами которого было две сильные остросоциальные драмы «Дай, король, солдата» и «Обратный счет».

В «Хомо Новусе» он, верный своей привязанности к черно-белому кино и проблемам социалистического воспитания, снял ленту о школьной жестокости в русской глубинке. Выдающуюся, может быть лучшую в карьере, роль сыграла Ирина Купченко. Не многим ей уступает и страстная игра Георгия Тараторкина. Эстетика черно-белых кадров не предполагает каких-то моральных оттенков, полутонов, и вся картина убедительно показывает безотрадный быт, человеческую неустроенность, ненужность в период крушения советских морально-идейных основ.

С подачи Ролана Быкова и его драмы «Чучело» в кино все чаще стала подниматься о неблагополучном психологическом состоянии советского общества. Яркие примеры этого направления — «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова, «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова. В эту же канву удачно вписывается и венгерско-советский фильм «Хомо Новус», завоевавший несколько премий на кинофестивале в Португалии. В России об этом фильме не знает почти никто. В том же девяностом году прошли редкие премьерные показы, и все.