Найти тему

В чем ценность украшенного (художественного) оружия Златоуста?

«Превосходный грозный клинок, к тому же великолепно украшенный, должен придавать силы своему владельцу и вселять уверенность в победе» - И.Н.Бушуев

Златоуст – крупнейший центр художественного (украшенного) оружия

Златоуст получил широкую известность благодаря художественной промышленности, специализирующейся на выпуске изделий из металла, украшенных златоустовской гравюрой.

Этот уникальный вид художественной металлообработки был создан 200 лет назад местными мастерами как способ декорирования холодного оружия. Стал полноценным жанром декоративно – прикладного искусства со своим неповторимым и выразительным стилем.

История Златоуста представляет собой историю развития как оружейного искусства, так и златоустовской гравюры на стали. Их неразрывная связь предопределила рождение такого яркого явления, как златоустовское художественное оружие - высшее достижение отечественной и мировой культуры.

Появление украшенного оружия в Златоусте, основоположники и секреты мастерства

Основоположником златоустовской школы художественного оружия является Иван Николаевич Бушуев (1798-1835 г) – лучший мастер в оружейном искусстве.

Иван Бушуев проявил себя как талантливый художник. Им было украшено более полутора сотен единиц клинкового оружия. Наиболее ранние работы Ивана Бушуева относятся к 1818 году.

Для Ивана Бушуева клинок, сабля, шашка являлись символами воинской доблести и чести. Превосходный грозный клинок, к тому же великолепно украшенный, должен был придавать силы своему владельцу и вселять уверенность в победе.

При создании парадного оружия Иван Бушуев уделял много внимания построению композиции.

Особое значение он придавал украшению плоскости клинка и для этого:

- объединял различные аллегорические фигуры с изображением трофеев, знамен, венков и других атрибутов, связанных с темой войны и побед,

- использовал элементы стилизованного античного орнамента

Иван Бушуев настолько овладел процессом выделки клинков, что сумел почувствовать душу металла, его цвет, структуру.

Это помогло ему полно и выразительно использовать плоскость клинка для создания замечательных произведений искусства:

- Естественный блеск высококачественной стали он умел подчеркнуть выразительностью силуэтов.

- Усиливал или смягчал с помощью травления и золочения.

- В то же время мастер ревностно следил за тем, чтобы украшение «не затмило» утилитарности предмета, найдя совершенство и гармонию в этом извечном споре формы с содержанием. Именно это позволяет из множества работ художников – оружейников выделить произведения Ивана Бушуева и отнести их к подлинным шедеврам.

- Гравюра как основной элемент украшенного оружия была доведена им до совершенства за счет виртуозного владения всем арсеналом технических средств – травлением, золочением, синением и воронением.

- Разделка фона «под ящур» открывала перед ним дополнительные художественные возможности.

Высшей заслугой мастера является создание на оружии миниатюр на темы русской истории:

- он украшает оружие многофигурными батальными сценами, разворачивая панорамную композицию,

- изображает устремленные ввысь знамена и штандарты, копья и сабли, создавая иллюзию движения, торжественного взлета, проставляющего оружие и героя, им владеющего.

- с помощью многоугольных и овальных рамок, изящного орнамента он строит композиции по форме классического треугольника. При этом миниатюры Бушуева, посвященные данной теме, вполне реалистичны.

Иван Бушуев прекрасно знал весь процесс изготовления и украшения оружия. Он с добросовестностью технолога, искусного миниатюриста пел гимн русскому оружию.

Особенно прославился Бушуев своим искусством в позолоте клинком, перенятом от мастеров Шафов и затем усовершенствованном:

«Из сравнения обыкновенной сабли Златоустовской с самою богатейшею Золингеновскою… можно убедиться в превосходстве русского оружия перед немецким. Немцы ограничивались одними арматурами и гирляндами, не осмеливаясь выделывать золотом фигуры или группы. Напротив того, в Златоусте рисуют на клинках целые баталии и мифологические происшествия».

К такому выводу приходят все кто видел работы мастеров златоустовского украшенного оружия.

Достойным продолжателем дела Бушуева стал Иван Петрович Бояршинов (1803-1848 г).

Мастер рисовки, травления и позолоты клинков. Он также стоял у истоков златоустовской школы украшенного оружия, участвовал в создании уникальных работ, вошедших в копилку мировых шедевров оружейного искусства.

Бушуеву и Бояршинову удалось создать новое направление в украшении оружия, сделав акцент на сюжетную композицию, ее органичную связь с плоскостью клинка:

- Позолота и травление выступали союзниками художников в достижении эстетической цели.

- Нанесение на вытравленную поверхность золото то сверкало великолепной полировкой, то светилось со сдержанным благородством, удачно сочетаясь с холодноватым синением различных оттенков – от ярко – синего и фиолетового до бархатисто – черного.

Со смертью Бушуева и Бояршинова закончился блестящий тридцатилетний период в истории художественного оружия Златоуста.

Вклад русских мастеров Златоустовской фабрики в оружейное дело России трудно переоценить – настолько он бесспорен и велик.

Заложив основы художественного языка и стиля златоустовской школы гравюры на стали, уникальные мастера, без сомнения, определили развитие этого вида искусства на дальнейшие годы. Яркое подтверждение сказанному – своеобразный ренессанс украшенного холодного оружия, состоявшийся почти полтора столетия спустя, в 90-х годах 20 века.

Современные крупные мастерские Златоуста, сохранение традиций и новые тенденции

Важнейшую роль в становлении и развитии златоустовского художественного оружия в последнее десятилетие 20 века сыграли два наиболее значимых предприятия, организованные в 1990-1991 годах:

– Мастерские декоративно – прикладного искусства «ЛиК»,

- Художественная мастерская «Практика».

Оба предприятия поставили перед собой благородную цель – возродить статус Златоуста как крупнейшего российского художественного центра.

Решение этой задачи они видели в создании высококачественных оригинальных изделий, а не массовой продукции. При этом отводили важную роль образцам холодного украшенного оружия, которые относились к элитарным дорогим изделиям, рассчитанным на богатого искушенного покупателя.

Каждое предприятие выбирало собственную тактику решения поставленных задач. Во многом эффективность этих мастерских зависела от того, как их организаторы и руководители строили предпринимательскую, коммерческую стратегию, насколько заботились о развитии творчества в коллективе художников и мастеров.

Производственная база первых мастерских дала им возможность наладить выпуск всех видов коротко – и длинноклинкового оружия. Опытные художники и мастера разработали определенный модельный ряд каждого оружейного вида, который на долгое время стал определяющим для всех последующих златоустовских предприятий.

Первые мастерские рассматривали работу с оружейным изделием в основном с позиций создания художественно украшенного изделия. Это и понятно, так как главной задачей являлась демонстрация безграничных возможностей златоустовской гравюры как особого персонифицированного творческого процесса, что в значительной мере повлияло на формирование общих стилистических подходов в современном златоустовском художественном оружии.

Отличительной особенностью первых мастерских стали высокие требования к качественным характеристикам как самого предмета оружия, так и исполнения златоустовской гравюры.

Для художественных изделий была задана высокая планка и занята позиция создания уникальных коллекционных произведений.

Роль художника в создании произведений оружейного искусства

Большое внимание было уделено художнику и его роли в этом процессе. Опыт показал: если во главе творческого коллектива стоит опытный профессионал, знающий все особенности производства, то он становится не просто исполнителем оформительской работы, а важнейшим связующим звеном всей единой производственной системы. Такой художник разрабатывает форму изделия и его декоративное решение. Он является автором произведения.

В современном Златоусте, как и в прошлые времена, широко используется система, согласно которой в процессе производства художник с помощью разных материалов и вариаций декоративного оформления может значительно изменить облик первоначального типового образца. Появляется новое самостоятельное произведение с оригинальным художественным решением, которое также с полным основанием можно отнести к индивидуальным авторским работам.

Художественные предприятия ЛиК и Практика и сегодня бережно сохраняют традиции художественной промышленности, основанной на высокотехнологичном оружейном производстве:

- ориентируются на прямую историческую преемственность и высокое качество исполнения гравюры

- осуществляют практическую и теоретическую подготовку молодых специалистов

- детальное изучают оружейную историю России и других стран

- создают новые изысканные и оригинальные решения украшенного оружия и предметов интерьера

- активно ищут пути улучшения технологии золочения, форм изделий, внедряют новые сюжеты, разработки и усовершенствования в области качества оружейного металла, и в отношении декорирования изделий из него.

В чем ценность украшенного оружия Златоуста?

  1. Изделия являются шедеврами, предметами роскоши и коллекционирования. “Златоустовское художественное оружие” - это признанное во всем мире искусство.
  2. Высокие требования к качественным характеристикам предмета оружия и технике исполнения златоустовской гравюры позволяют получать неповторимые изделия.
  3. Форма оружия и содержание сюжета составляют единую гармонию. Между всеми элементами оформления имеется глубокая смысловая связь. Рисунки гравюры контрастные и четкие. Травленый и золоченый узор не “затмевает” истинность предмета, а лишь подчеркивает его достоинства изящными и тонкими линиями.
  4. Орнаменты и сюжеты на клинках выполнены с миниатюрным изяществом и необычайной тщательностью. Применена техника насечки золотом и серебром. Торжественность композиций создается с помощью густой позолоты, синевы разных оттенков, сочетанием блестящей полированной и матовой поверхностей.
  5. На клинки наносятся многофигурные батальные сцены и целые картины подлинных исторических сюжетов.
  6. В украшении используются драгоценные металлы, драгоценные камни и ценные материалы (дерево, кость мамонта, слоновая кость, кожа ската, кожа крокодила и другие)
  7. Златоустовское украшенное оружие считается ценным подарком. Оно передается из поколение в поколение как заветная реликвия и фамильная драгоценность.

Ссылка на официальный источник статьи

Набор оружейный "Мальтийский"
Набор оружейный "Мальтийский"

Златоуст
2709 интересуются