Найти в Дзене
ВИНТАЖ и NOSTALGIE .

Скань. Филигрань. Завораживающие ажурные изделия из глубины веков и наших дней. Часть 1.

Скань. Филигрань. Завораживающие ажурные изделия из глубины веков и из наших дней. Часть 1. Сегодня предлагаю поговорить о скани, филиграни. Так как я предлагаю посмотреть и обсудить только ТЕ изделия, что есть в моей коллекции и в продаже, то, естественно их количество достаточно ограничено в сравнении с изобилием в интернете, но их можно рассмотреть более подробно. Ведь я выкладываю фото со всех интересных ракурсов, а не только, что называется "лицом". Немного понятий и истории. "Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить; свивать в одну нить несколько прядей) , филигрань— вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки."(Википедия). Египет- родоначальник филиграни. Её начали делать там. Затем эту технику переняли финикийцы, греки и индийцы. И только потом торговыми путями эта техника попала на Русь. В Древней Руси эту технику скани стали использовать

Скань. Филигрань. Завораживающие ажурные изделия из глубины веков и из наших дней. Часть 1.

Кулоны, подвески. Скань. Филигрань. СССР. Китай.
Кулоны, подвески. Скань. Филигрань. СССР. Китай.

Сегодня предлагаю поговорить о скани, филиграни.

Так как я предлагаю посмотреть и обсудить только ТЕ изделия, что есть в моей коллекции и в продаже, то, естественно их количество достаточно ограничено в сравнении с изобилием в интернете, но их можно рассмотреть более подробно. Ведь я выкладываю фото со всех интересных ракурсов, а не только, что называется "лицом".

Немного понятий и истории. "Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить; свивать в одну нить несколько прядей) , филигрань— вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки."(Википедия).

Египет- родоначальник филиграни. Её начали делать там. Затем эту технику переняли финикийцы, греки и индийцы. И только потом торговыми путями эта техника попала на Русь. В Древней Руси эту технику скани стали использовать с 9—10 веков.

15—16 века стали веками расцвета московской скани. Использовались разнообразные материалы. Такие как: резная кость, дерево, эмаль и конечно же драгоценные камни.

Во времена СССР скань широко применялась в художественной промышленности. Все мы видели подстаканники, ажурные вазочки, миниатюрные скульптуры (о них речь позже) и разнообразные ювелирные изделия о которых можно говорить и говорить. Что мы и будем постепенно делать. Производилось это всё в Костромской области Красносельским ювелирным заводом, Мстёрской Художественной фабрикой во Владимирской обл., известным ювелирным заводом в Ереване и многими другими.

Предлагаю для начала посмотреть и сравнить изделия времен СССР, Китая 50-60-х годов и Китая современного.

Начну, пожалуй, с того, что мне больше нравится)

Кулон в виде рыбки с секретом. Серебро. Техника скань. Филигрань. Природная бирюза. Начиная с головы, все части тела рыбы подвижны и создаётся эффект движения. Сама рыбка, естественно, полая, и открывая тайник (секрет), можно воспользоваться пустотой внутри для хранения чего-либо... Фантазия понеслась вскачь... Встречала такие кулоны и большего и меньшего размеров. Камешки вместо глаз у всех были из натуральных камней зеленого, черного, голубого, коричневого цветов. Ориентировочное время изготовления: 50-60-е годы. Экспортный Китай. Это то время, когда к нам поставляли замечательные термосы, которые служат до сих пор, чудные платья из сатина, которые я носила в детстве и которые почти не выгорали на солнце, замечательного качества полотенца с яркими, непривычными нашему глазу расцветками, постельное бельё, которое тоже не линяло и не выцветало и другие товары.

При близком рассмотрении видна тонкость работы, чего не скажешь о следующем экземпляре.

Вот яркий представитель Нового Китая, т. е. наше время. Тоже, вроде бы скань, (кая я для себя назвала: псевдо-скань) правда, из тонких полосочек, а не проволочек, тоже открывается, а изящества нет. Хотя, нужно признать, работа довольно кропотливая. Даже такой, кривоватый вариант займет много времени на изготовление.

А вот яркий представитель советской школы. Всё точно, симметрично, лаконично. По всем правилам, одним словом. Камень-вставка: хризопраз. Что называется: почувствуйте разницу двух периодов. Выверенная рука мастера за спиной которого большая школа мастерства и государственный контроль на предприятии, и, относительно свежее ремесло, активировавшееся спросом на винтажные украшения и предметы быта (в данном случае попытка их копирования).

Для молодежи, которая не видела великолепие настоящей скани, филиграни, зерни, наверное, и так сойдет. Поносили и выкинули. Но хочется чтобы они научились разбираться и различать копию от подделки, а мы наслаждались своими воспоминаниями глядя на эти вещи. Ведь в каждую из них вложена куча труда и частичка души.