Красноярск-город в котором я родилась, выросла и живу уже 37 лет, для страны он милионник, для меня - истоптанный вдоль и поперёк дом. Мы гордились своим промышленным городом с черным небом, выхлопами и газами, зная, что здесь всегда много работы.
В детстве поля даже в 200 километрах от города возделывались комбайнами"Енисей", сошедшими с конвейера комбайнового завода в самом сердце города. В 2005 году, когда муж пришёл из армии, он поехал устраиваться на этот современный и красивый завод.
Основали его в далёком 1942 году, на базе эвакуированных Люберецкого и Запорожского заводов. За время существования на заводе было выпущено 11 модификаций комбайнов, новенькие и красивые они стояли на территории возле цехов. В 2005 году, когда многие соседи там работали, производственные обороты увеличивались и на заводе числилось около 1000 человек. На проходной стоял банкомат, рабочие получали з. п. на карту.
Наши комбайны были дорогими, в условиях рыночной экономики фермеры не брали их даже в кредит, проще было купить подержанного китайца, зато сами китайцы охотно покупали на экспорт наши комбайны, уверяя, что это качество прослужит веками, и, действительно, если в глубинке остались живые комбайны, то это Енисей. Зарплаты рабочих на этом заводе были в районе 20-25 тысяч рублей, зато своевременные.
Завод закрыли достаточно неожиданно для города, в 2013 году, о причине закрытия людям толком не говорили, как и о самом закрытии, шел разговор о нерентабельности. Из необычных фактов о заводе, можно отметить, что здесь работал женский сварочный цех, женщины варили огромные детали дуговой сваркой, на Комбайновом заводе многие станки работали со времён войны. Очень странно что
предприятие стало убыточным, при сравнительно небольших зарплатах рабочих и высоком спросе на экспорт, тогда, кстати произошел долларовый скачок.
На Комбайновом заводе заброшенные цеха уже в нулевые не только демонтировали но и сдавали в аренду, под автомойку, например. Слышать - это одно, увидеть своими глазами исчезнувший с лица земли завод это другое.... Оказалась в этом районе... Завода нет, есть улица шикарных 6 этажных домов элитного жилого комплекса...
Самое ценное в земле комбайнового завода - была близость к Енисею, он располагался прямо на набережной, в сороковые годы с водоснабжением были проблемы, поэтому большую часть производств устанавливали ближе к воде. Такие места стоят очень дорого, тем более места рядом с железнодорожным вокзалом...
Куда устроились 600 рабочих ликвидированного завода - неизвестно, многим из них пришлось осваивать кардинально новые профессии лишь потому, что рабочий такого специфического производства - слесарь инструментальщик, например, на обычном металлургическом производстве не требуется. Некоторым было далеко за сорок и наверняка при реструктуризации они пережили огромный стресс. Когда говорят о смертности в России, не стоит забывать реформы и ликвидации предприятий. Увидеть умершим завод, которому ты отдал полжизни, вероятно, огромнейший стресс.
Побывала я в этом районе, ТО, что строится, наверное красиво, архитекторы верно не стали возводить на этом месте высотки, ограничившись 6 этажными строениями, дополнив архитектуру тёмным камнем.
Но почему-то перед глазами стоит вся эта умершая красота, для коренного красноярца улица Бограда всегда останется местом, где красовался комбайновый завод.
Недавно показывали ролик о том, что комбайновый завод в Чебоксарах рентабелен, запасается заказами на несколько лет вперёд, и люди не хотят идти работать, хотя средняя зарплата в районе 40 000 рублей. красноярцы охотно работали и за 20 000 уже в девяностые, уже тогда, когда на многих заводах перестали давать квартиры и комбайновый был не исключением.
Работали тогда, когда на других заводах платили гораздо больше, а нас кормили сказками о нерентабельности, хотя комбайнов на свободной площадке собиралось не больше 50. Комбайны эти были очень дорогими, но надёжными.
Может быть, мы просто вернули Западу то, что было отобрано у него в военные годы, но завода комбайнов Красноярске теперь нет, есть только строящийся ЖК на Бограда, оптимизация, что поделаешь.