Считается, что в мае 1950 года завершился долгий процесс возвращения немецких военнопленных домой, в Германию. Во всяком случае, об этом 5 мая того года написали все советские газеты. Кстати, это было не совсем так, потому что 14 тысяч немцев провели в СССР еще несколько лет, прежде чем были отпущены. Сейчас о судьбе немецких солдат в советском плену и об их возвращении на родину ходят много домыслов и слухов, но на самом деле это относительно простая и открытая информация.
Итак, самыми первыми пленниками, отправленными из Советского Союза в родную страну, были не немцы, а финны. Именно их правительство СССР репатриировало в Финляндию в 1944 году. Это было сделано практически сразу после подписания странами договора о перемирии 19 сентября. А вот судьба немецких военнопленных была совсем иной, правильнее будет сказать, она была разной.
На первые числа 42-го года в лагерях СССР содержалось около 10 тысяч немецких солдат и офицеров. Это совсем небольшие цифры. Зато после Сталинградской битвы в плен попадали уже в гораздо больших количествах. Нередко десятки тысяч сдавались за один лишь только день. На сегодня нет точных данных по общему количеству плененных немцев, информация об этом сильно разнится. В Германии называют цифру в 3,5 миллиона человек, из которых из советских лагерей не вернулись 1,2 миллиона. Советские данные совершенно другие, по ним РККА пленили 2,4 миллиона немецких солдат и офицеров, а умерло в лагерях 350 тысяч человек. За кем правда – не известно. Зато известно, что в советских лагерях немцев не ждало таких ужасов, как бойцов РККА в немецких концентрационных лагерях.
Уже в 1945 году советские власти отпустили более миллиона пленных немцев в Германию. Остальные же выполняли широчайший спектр задач на территории СССР. Чаще всего пленные после войны трудились на восстановлении разрушенных советских городов и поселков. Они разбирали руины, строили дома и прокладывали дороги. Немцы трудились грузчиками, валили лес и выполняли многую другую низкоквалифицированную и тяжелую, но очень нужную разрушенной стране работу. Разумеется, среди пленных немцев были и очень редкие и умелые специалисты. Их труд активно использовался в нужных областях. Например, многие видные здания (Государственный архив кинофотодокументов города Красногорск и др.) были не только построены силами военнопленных, но также и проектировались немецкими архитекторами и инженерами, попавшими в плен. Кроме того, не стоит забывать и о высших немецких чинах, которых советские власти часто использовали в своей антинацистской пропаганде.
Отношение к пленным немцам было отнюдь не таким, как отношение к советским воинам в концлагерях гитлеровцев. В СССР пленные за свою работу получали питание. Конечно, в военное время его было мало, а потому иногда немцы гибли от голода в советских лагерях, но в послевоенное время еды у них было в достатке. Немцам выдавали картофель и рыбу, овощи, масло и сахар. А еще советские власти сделали неслыханный шаг – они платили военнопленным деньги за их работу. Деньги выплачивались в зависимости от звания немецкого пленника, рядовым – по 7 рублей, генералам – по 30. Помимо этой суммы, были еще надбавки за работу, или за особые успехи в труде. И, наконец, всем без исключения военнопленным был установлен строгий рабочий режим – 8 часов в день. Получается, что немцы в советских лагерях находились, по сути, в «тепличных» условиях, хотя это относится только к послевоенному периоду, во время войны смертность была достаточно высокой, а условия содержания – суровыми.
Тем удивительнее на этом фоне то, что говорят о советских лагерях военнопленных сейчас. По мнению некоторых людей, и по воспоминаниям отдельных прошедших через плен немцев, за миску супа солдаты Вермахта в плену были готовы продать все, что угодно. Советская сторона все это отрицала, ссылаясь на еще более многочисленные воспоминания других немецких «сидельцев», которые рассказывали о лояльном к ним отношении в советских лагерях. В целом, судьба пленных зависела в большей части от администрации лагерей, где они находились. Понятно, что были лагеря более обустроенные и с более лояльным начальствующим и рядовым составом, а были такие, где творился «бардак». Вероятно, именно отсюда и происходит разница во мнениях среди людей.
О возвращении немцев на родину задумались сразу после победы. Это был очень сложный и масштабный процесс, который не возможно было завершить за один заход. Именно поэтому репатриация проводилась в несколько этапов. Сперва домой отправили всех инвалидов и прочих недееспособных лиц. Дальше в Германию поехали солдаты и младший командный состав подразделений, не отметившихся в каких-то преступлениях (исключения составляли пленные из войск СС, гестапо и подобных организаций). Параллельно со вторым этапом в Германию вернулись все немцы, которые в открытую заявили о своих антифашистских взглядах.
Несмотря на эти этапы, в СССР и в других странах-союзницах по-прежнему находилось очень много немецкие военнопленных. С этим надо было что-то делать. В 1947 году представители Советского Союза, США и Великобритании обсудили проблему и договорились, что отпустят всех немцев по домам до конца 48-го года. Процесс, однако, затянулся до 1950 года, и даже тогда он был завершен не до конца. Еще до 1955 года в СССР трудились 14 тысяч немецких военнопленных, осужденных за военные преступления, и только в октябре того года отпустили и их.