Полетаево — посёлок в Сосновском районе Челябинской области России.
Железнодорожный узел к западу от Челябинска. Южнее посёлка протекает река Биргильда, севернее — река Миасс.
В муниципальной связи с Полетаево находится 11 населённых пунктов, в том числе село Полетаево-1 , деревня Полетаево-2 , посёлок Полетаево-2 при железнодорожном разъезде , село Чипышево
Село Полетаево основано в 1744—1763 годах донскими казаками и крестьянами (название — по фамилии первопоселенца). После 1873 года из Полетаево выделился выселок Полетаево-2. В 1891 году через Полетаево прошла железная дорога (был устроен разъезд). В 1914 году построено каменное здание вокзала, существующее по сей день. Статус посёлка городского типа — с 1973 года
В 1795 году в селе было 170 крестьян (30 дворов) и 45 казаков (7 дворов)
По данным на 2010 год население поселка составляет 6500 человек.
Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Полетаево была основана в 2007 году.
Строительство последнего здания было закончено в 2014 году архитектором Григорьев Ю. А.
Церковь православная и относится РПЦ МП на сегодняшний день является действующей.
Кирпичная пятиглавая церковь с трапезной и колокольней, построена при активном содействии ООО "АльфаСтрой" и участии прихожан. До окончания строительства богослужения проходили во временном помещении. Освящена 22 мая 2014.
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Полетаевская средняя общеобразовательная школа" было образовано 01.09.1919 года. До марта 2004 года являлось государственным общеобразовательным учреждением средней школой № 10 ст. Полетаево-1 Южно-Уральской железной дороги. С 2004 года школа является муниципальным общеобразовательным учреждением.
Инфраструктура
- МОУ Полетаевская СОШ
- МДОУ «Детский сад № 48»
- пост «Скорой помощи»
- ОГУ «Противопожарная служба Челябинской области»
- Полетаевское отделение РОВД
- ГСУСО «Полетаевский геронтологический центр»
- стационар ГУЗ «Областная психоневрологическая больница № 1»
- ПТФ ООО «Равис»
- карьер ООО «Альфа-Стоун»
История
В эти дни легендарная Транссибирская магистраль, которая стальными артериями связала запад и восток Российской империи, празднует столетний юбилей. Именно в конце октября 1916 года был запущен Хабаровский мост через Амур, что стало символичным финалом большого пути и большого строительства. Примечательно, что Южный Урал в этой колоссальной стройке сыграл огромную роль: наши люди при помощи кайла и лопаты прокладывали самые тяжелые участки дороги. Да и вообще, как раз отсюда все и началось. Так, например, первая станция на Транссибе была открыта в 15 километрах от Челябинска, в селе Полетаево.
О необходимости железной дороги через всю страну заговорили еще в 70-х годах позапрошлого века. Вскоре после первых разговоров и предположений на Южный Урал прибыли инженеры, которые провели необходимые исследования и в начале 1890-х годов принялись за работу. Согласно плану, стройка велась сразу с двух направлений, навстречу друг другу. С одной стороны за дело взялись во Владивостоке, тачку земли там отсыпал будущий император Николай II — цесаревич Николай Александрович, — с другой стороны жилистые руки уральских рабочих стали прокладывать участок Миасс — Челябинск. В 1892 году в Полетаево возвели первую на Транссибе официальную станцию. В то время золотоносные земли современного Сосновского района принадлежали купцу Михаилу Борисову, который узнав о сверхчеловеческом проекте железной дороги через всю Сибирь, так вдохновился, что уступил казне золотоносный участок земли в районе села Полетаево совершенно бесплатно. По такому случаю Борисову вручили медаль "За усердие" для ношения на Станиславской ленте.
Первый вокзал на станции появился спустя год после начала строительства участка — в 1892 году, здание было деревянным, каменное сложили ближе к финалу строительства Транссиба — в 1915 году. С полетаевского вокзала отправились рабочие, инженеры и грузы дальше на восток, в сторону Петропавловска (современный Казахстан) куда бежала новая невероятная железка. Сложно себе представить, каких усилий стоило возведение дороги, в Европе, допустим, вообще никто не верил, что мы сможем построить такое чудо. Судите сами: на южноуральском участке приходилось то и дело огибать реки: Сим, Ай, Юрюзань, Большой Бердяуш, имперская железка выписывала кренделя и совершала немыслимые повороты. Рабочие буквально вгрызались в скалистый грунт, используя лишь мазолистые руки лопаты, кирки и старую-добрую взрывчатку. В Петербург докладывали: стройка требует гигантских расходов, километр дороги обходится казне в 120 тысяч рублей. Для сравнения, годовая зарплата учителя в то время составляла 1500 рублей, а хорошего скакуна можно было купить за 200 рублей. Всего на историческую часть Транссиба ушло около миллиарда — сумасшедшие деньги!
В эту сумму входило также и открытие многочисленных предприятий для обслуживания и строительства магистрали. Только в Челябинске в начале ХХ века было запущено несколько фабрик, производящих детали мостов и других инженерных сооружений. Отсюда же тянулись вереницы рабочего люда за трудовой копейкой на стройку путей. В итоге, протяженность исторического Транссиба составила почти 8000 километров. Кстати, колоссальные усилия, с которыми Южный Урал строил магистраль, оказались прекрасной инвестицией в будущее, ведь не без помощи железной дороги Челябинск и окрестности получили отличный толчок для развития. Челябинск стал "воротами" в богатую природными ресурсами Сибирь, а за время стройки население Челябинска выросло вдвое.