Найти в Дзене
Пермские Истории

Малоизвестный изгнанник

Пермская губерния издавна служила местом ссылки для противников царского самодержавия. Среди многих ссыльных девятнадцатого века особое место занимает писатель Николай Филиппович Павлов.

А.С.Пушкин писал: «Павлов написал истинно замечательные рассказы. Книга его принадлежит к числу тех, от которых, по выражению одной дамы, забываешь идти спать».

«Павлов принадлежит к числу наших отличных прозаиков. Талант Павлова подает лестные надежды»,— писал, разбирая его творчество В.Г.Белинский.

Не о всяком великий русский демократ Н.Г.Чернышевский мог сказать: «Разбор «Чиновника» (пьеса графа Соллогуба), написанный г. Павловым, останется в памяти публики, и если бы побольше явилось таких статей, счастлива была бы наша литература».

Жизнь Павлова сложилась очень своеобразно. Родился он в 1803 году в семье крепостного. Ценой больших унижений отцу Павлова удалось получить вольную. Вскоре после получения воли мальчик поступил в Московское театральное училище. Актером он пробыл недолго и 19-ти лет поступил в Московский университет на словесное отделение. Окончил его 22 лет. Литературную деятельность начал с печатанья стихов и переводов в журналах «Мнемозина», «Московский телеграф». В 1831 году выступил первым в России переводчиком Бальзака.

В 1835 году появилась его книга поветей. Николаю I особенно не понравилась его новость «Ятаган». Сюжет этой довести такой: молодой юнкер и командир полка влюблены в одну и ту же девицу.

Конечно же, девица предпочла молодого юнкера. Отвергнутый ухажер жестоко отомстил своему сопернику и разжаловал его в солдаты, а потом присудил к пропуску сквозь строй. Юнкер убил командира полка ятаганом. Вот в этом-то и увидел царь разложение дисциплины в армии.

Николай Филиппович Павлов. Источник: https://ruskontur.com/persons/552
Николай Филиппович Павлов. Источник: https://ruskontur.com/persons/552

Но что самое парадоксальное, в пермскую ссылку Павлов попал не только за свою литературную деятельность. Косвенной причиной для этого была неудачно сложившаяся его семейная жизнь. Первым браком Павлов был женат на дочери московского типографа Степанова, но жена вскоре умерла. Тогда он вторично женился на московской поэтессе Каролине Карловне Яниш, дочери модного московского хирурга. Молодая жена принесла Павлову не только стихи, но и имение в тысячу душ.

Разбогатев, Павлов стал играть крупно в карты.

Вскоре к Каролине Карловне, ставшей матерью двух детей, приехала двоюродная сестра, девушка образованная и привлекательная. И тут случилась беда. Хозяин влюбился в молодую гостью, она ответила ему взаимностью. И через год в доме появился третий ребенок — у молодой родственницы.

Обиженная Каролина Карловна решила пожаловаться всесильному московскому генерал-губернатору А.А.Закревскому.

Нужно сказать, что незадолго перед этим по Москве начала гулять эпиграмма на Закревского и московского полицмейстера Берлита.

Москва сначала приписала эпиграмму московской поэтессе графине Евдокии Ростопчиной. Но она назвала имя настоящего автора — Павлова.

Вот в это-то время Каролина Карловна и появилась у Закревского, пожаловавшись на то, что ее муж ярый картежник. Закревский ухватился за это и перевел разговор на возможное шулерство. Такое обвинение против Павлова опозорило бы его в глазах общества и отомстило бы за эпиграмму. Тут же Закревский вызвал своего адъютанта и приказал ему произвести у Павлова обыск и «найти» у него крапленые карты. Адъютант, во время обыска никаких карт не искал. Он понимал надуманность всего дела. Но полицейский помощник нашел книги и статьи А.И.Герцена.

Этого было достаточно. В один не прекрасный день к дому Павловых подъехала черная карета с двумя жандармами и увезла его в Пермь в ссылку с мотивировкой «за распространение идей и статей государственного преступника А.И.Герцена».

-3

Губернатором Перми в то время был Огарев — большой московский барин. Приезд к нему ссыльного Павлова он воспринял как развлечение в скучной и далекой Перми. Он поселил его у себя в доме, и все его дело в ссылке ограничивалось консультацией по части кухни и беседами с хозяином.

А в Москве друзья хлопотали за него. И через год он был возвращен в Москву, правда, с продолжением негласного полицейского надзора за ним.

По возвращении из ссылки (а это было в разгар Крымской войны), когда все начали «леветь», Павлов стал склоняться в сторону реакции и кончил в 1864 году жизнь редактором правительственного официоза.

Павлов не был революционером, ни даже либералом, но он был талантливым писателем. Случайная его ссылка в Пермь показывает ту атмосферу, которая царила в России при Николае I (да и после него), когда такие благонамеренные люди попадали под злую волю царя и его сатрапов, хотя они не были никакими революционерами.


Статья журналиста Михаила Альперовича в газете "Вечерняя Пермь" за 28 июня 1969 года.