Добрый день, мои дорогие подписчики, а также все, кто посетил мой канал. В одной из прошлых статей, где я рассказывал как я разместил свои модели автомобилей, я упомянул про каталоги моделей "Автомобиль на ладони". Сейчас хочу рассказать о них более подробно, тем более у некоторых моих читателей возник к ним интерес. Всего их у меня 2 части, насколько я знаю третьей части не выпускалось, поэтому можно сказать что у меня они все. Все страницы выкладывать не буду, выложу несколько, чтобы было понятно что внутри каталогов.
Начну с первой части. Состоит она из 112 страниц и содержит фотографии и описание порядка 150 моделей автомобилей.
Первая часть каталога выпущена ориентировочно в 1993-1994 году. Печаталась в типографии Татарского газетно-журнального издательства. Тираж составил 50000 экземпляров. Ко мне попала в начале 2000х, купил совершенно случайно в каком-то книжном магазине. При этом у меня уже была вторая часть.
С обратно стороны лицевой обложки имеется геральдика автомобилей России, СССР и СНГ. То есть значки и шильдики автомобильных марок, выпускавшихся в нашей стране.
Первый разворот содержит информацию о тех, благодаря кому этот каталог и создан.
Далее идет приветственная речь директора фирмы "Каталог-Новости", с ней можете ознакомится по фотографии.
Далее идут обозначения, встречаемые на страницах каталога у каждой модели. С тем, что они означают, можете также ознакомится по фотографии. Из интересного хотелось отметить самый крайний значок справа, означающий номерные модели. В каталоге он будет не у всех номерных моделей.
Один из первых разворотов с моделями. Обратите внимание на содержание описания около фотографии. Во-первых все надписи, сделанные на русском языке, дублируются на английском и немецком. Во-вторых имеется довольно подробное описание самого автомобиля: год выпуска, двигатель, скорость, число мест. В-третьих имеется информация по модели: предприятие-изготовитель и материал, из которого сделана модель. А сверху журнала можно увидеть надпись про завод-изготовитель самого автомобиля, в данном случае "Русско-Балтийский вагонный завод, г. Рига, 1874 г."
После нескольких разворотов с моделями, идут пара страниц с рекламой заводов-производителей автомобилей. В данном случае - Завод имени Лихачева. Текст также дублируется на английский и немецкий языки.
А вот тут УРАЛАЗ.
А вот и Волга, то есть завод ГАЗ.
После первой страницы рекламы завода, идет разворот с фотографиями автомобилей завода. Например, на этом развороте - ГАЗ, причем несколько фотографий разных автомобилей, от Волги, до Шишиги.
УАЗ. Обратите внимание на слоганы у всех автомобилей. Сегодняшней рекламе до них далеко.
Ну и конечно как же без наших спортивных КАМАЗов! Кстати, один из моих любимых разворотов в журнале. У меня еще тогда в коллекции не было спортивных автомобилей, а на картинке уже были.
И еще реклама часов Восток. И все надписи также и на английском и на немецком языках.
Хватит рекламы, вернемся к моделям. В каталоге имеются модели разных фирм. Вот например изготовитель ЗИС-102А (с фигуркой Сталина, между прочим) - художественно-техническая студия "Moscow-models". Модель выпущена в ограниченном количестве и сделана вручную, о чем свидетельствуют указатели около фотографии.
А вот на развороте ЗИЛы, причем сверху идут грузовые, от Электроприбора. А под ними - правительственные, от Радона. Кроме них, имеются также модели от ЛОМО, Компаньона, Казанская мастерская "Дамир" (я и не знал о такой даже), Элекон, Вега, Русская коллекция и некоторые другие.
Это последний разворот с моделями, тут находятся пара мотоциклов, бульдозер и экскаватор. Это наверное единственный разворот с фотографиями, модели автомобилей которых есть у меня в коллекции. Вообще в каталоге много довольно редких моделей, выпущенных в малом количестве, поэтому коллекционировать модели по данному каталогу тяжело (или даже почти невозможно).
Перехожу во второму каталогу. Она появилась у меня раньше первой части, как я уже писал раньше, ее я приобрел в конце 1990х на книжном рынке за 20 рублей.
Она в 2 раза меньше по размеру, чем первая часть, хотя в ней также порядка 150 моделей автомобилей.
Первый разворот. Тут снова реклама, но уже завода Радон. Да, да, того самого Радона, на котором выпускались наши любимые модели. Обратите внимание на надпись карандашом, стирать ее не стал, оставил на память.
Вторая часть выпущена в 1995 году, тираж составил 10000 экземпляров. Отпечатана там же, где и первая часть. В каталоге всего 56 страниц, так как на каждой будет по 4 модели, а не по 2 как в первой части. Но об этом ниже.
И снова приветственная речь от директора фирмы "Каталог-Новости". Но теперь уже без перевода на немецкий язык, остался только английский.
Первый разворот с моделями. Реклама концерна КАЗКАМ и первые модели - все от мастерских. В этом каталоге уже нет обозначений про открывающиеся части, ручную сборку, номерные и прочие.
Но все так же осталась реклама (куда же без нее). Вот например, на развороте реклама ПАЗика и очередной красивый слоган. Да, ПАЗики и в наше время можно изредка встретить на дорогах.
В этой части каталога встречается несколько образцов моделей военной техники, сделанных в разных мастерских. Например на фото модели мастерской ЕКАМ в Екатеринбурге, мастерской МП-43 (интересное название), также из Екатеринбурга, а также мастерской С. Шевченко из города Павлодар (Казахстан). Да и вообще, вторая часть больше посвящена моделям, производимым в небольших мастерских.
Пара Элеконовских КАМАЗов, и снова мастерские. Собрать коллекцию по второй части каталога также будет очень не просто (если кто захочет это сделать). Хотя каталог можно смело использовать как образец идей для переделки моделей, например из Компаньоновского МТЗ сделать каток, как на фото ниже.
Хотя вот на этом развороте почти все модели заводского производства (кроме последнего трактора - катка) - Радон и Компаньон.
Последняя страница, реклама Элекона и неплохие КАМАЗы на фотографии.
Задняя часть обложки - реклама продукции Элекон.
Подводя итог, скажу что в конце 1990х (а для меня и в начале 2000х) при отсутствии "массового и свободного" интернета, данные каталоги были очень необходимы. Да, в них были далеко не все выпускаемые модели, но все же это был каталог.
На этом заканчиваю статью. Всем спасибо, кто дочитал до конца, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии!