Найти тему
Восьмая школа

Live Aid-2005: невозможное воссоединение Pink Floyd, которое все же состоялось

Оглавление

Для многих ценителей Pink Floyd история группы заканчивается на концертном альбоме P.U.L.S.E., вышедшем в 1995 году. После него последовало целое десятилетие тишины, за которое ни один из участников группы не высказался прямо о будущем Pink Floyd. Официально группа не распалась, но и планов на будущее уже не имела. И, тем не менее, последней страницей в истории коллектива можно считать реюнион 2005 года для концерта «Live 8» в Лондоне. Это был последний концерт в полном классическом составе группы.

В январе 2002 года барабанщик Ник Мейсон отдыхал на карибском острове Мастик вместе с семьей. В начале каждого года там проводился пляжный пикник для сбора денег в пользу местной школы. Во время этого пикника Ник совершенно случайно встретил Роджера Уотерса. Увидев коллегу, бывший басист Pink Floyd подошел сзади и крепко обнял Ника, застав того врасплох. За предыдущие пятнадцать лет они виделись лишь пару раз.

Они начали разговаривать и проговорили почти весь день, а затем еще пару раз встретились во время отпуска. После того, как все разногласия и обиды остались в прошлом, для Мейсона было очень здорово помириться с одним из самых старых друзей.

Позднее в тот же год Нику позвонили по телефону и предложили в качестве гостя выступить в качестве гостя Роджера на арене «Уэмбли» во время его тура 2002 года. Согласился он не сразу – идея поначалу казалась ему смутно тревожной – но потом он решил, что будет жалеть, если упустит такую возможность. Он сыграл только на одной вещи – роджеровской аранжировке «Set The Controls For The Heart Of The Sun» - но весь вечер для него был, но его словам, «просто фантастическим». Группа Роджера оказалась предельно радушной, а особенно приятным событием стал шанс поработать вместе с Гарри Уотерсом, сыном Роджера, который стоял за клавиатурой. Гарри также был крестником Ника.

Роджер и Ник во время концерта 2002 года.
Роджер и Ник во время концерта 2002 года.

Следующим осторожным шагом к воссоединению Pink Floyd стало интервью Роджера и Ника для журнала «Моджо» осенью 2002 года. Роджера спросили о возможности потепления отношений с Дэвидом Гилмором, на что он ответил: «Не могу понять, чего ради. Мы оба слишком резкие индивиды, и я сомневаюсь, что этого когда-нибудь изменится». В случае с Ником, последние вопросы звучали так: «Будет ли выпущен еще один альбом Pink Floyd?» и «Как насчет разового концерта с Роджером Уотерсом по случаю тридцатилетней годовщины «Wish You Were Here?» Ник ответил: «Я мог бы себе такое представить. Была бы просто фантастика, если бы нам удалось это сделать для чего-то вроде ещё одного концерта «Live Aid».

Эти слова оказались решающими для Боба Гелдофа, организатора легендарного «Live Aid-1985», исполнителя роли Пинка в «Стене» и старого приятеля группы. В его голове засело некое зерно о приглашении Pink Floyd, пока он развивал идею об организации похожего концерта двадцать лет спустя.

Боб Гелдоф в 2005 году.
Боб Гелдоф в 2005 году.

Июньским днем 2005 года Боб позвонил Нику и рассказал о планах по организации «Live 8». Оказалось, что он уже позвонил Дэвиду и тот отказался от участия. Боб лишь увидел в этом вызов и заявил, что поедет к Дэвиду домой, чтобы все как следует обсудить. Боб уже почти добрался до Ист-Кройдона, когда Дэвид позвонил ему и сказал: «Не трудись». Однако Боб все же стоял на своем.

У Дэвида были веские причины не желать объединения группы даже для одного концерта. Действительно, группа была в нерабочем состоянии, а Дэвид провел несколько последних лет, трудясь над собственными проектами. Он понимал, что, если группа начнет играть, все (включая звукозаписывающие компании, прессу и фанатов) начнут требовать выхода альбома и объявления о туре. Это бы сильно ударило по личным планам Дэвида.

Что касается Роджера, то идею воссоединения группы он принял с большим энтузиазмом. Учитывая благотворительный характер концерта и политические взгляды Роджера, это мероприятие ему показалось заманчивым.

Роджер Уотерс во время того самого концерта.
Роджер Уотерс во время того самого концерта.

Итак, дело двигалось с трудом. Только Роджер и Ник испытывали интерес к воссоединению группы. К тому времени, как Боб Гелдоф позвонил Роджеру с предложением, прошло две недели. Роджер спросил у Боба о дате концерта, и с ужасом узнал, что до нее остается две недели. Времени на размышления не было. Тогда он сам предложил сделать окончательный жест и лично позвонить Дэвиду. «Привет, - сказал Роджер, наконец, дозвонившись, - думаю, мы должны принять участие в этом событии». Дэвид по-прежнему держался неуверенно, опасаясь, что его голос и гитара могут оказаться слишком ржавыми. Однако Роджер его быстро в этом разубедил. Тогда Дэвид попросил немного времени на размышления. Двадцать четыре часа спустя он принял в высшей степени правильное решение.

-5

Однако оставалась еще одна персона, которую надо было уговорить. Рик Райт не участвовал в этих первоначальных переговорах, поскольку они главным образом касались Роджера и Дэвида, однако он совершенно определенно должен был участвовать в любой ипостаси группы. Рик ответил спонтанным согласием, хотя в голосе его и могла слышаться легкая дрожь тревоги перед перспективой добровольного выхода на территорию, которая в свое время была для него не иначе как гладиаторской ареной.

-6

К воскресенью той же недели новости официально вырвались на волю. Дэвид сделал заявление, в котором он совершенно справедливо заметил, что «любые ссоры, которые в прошлом могли возникать между и группой, в данном контексте представляются совершенно пустяковыми». Для авторов передовиц поистине наступил праздник. Топоры были зарыты, склоки забыты. А летучие свиньи вдруг заполонили плакаты и таблоиды. Ричард Кертис связался с группой и заявил, что если они смогут договориться о списке песен, тогда саммит «большой восьмерки» наверняка выдаст конкретные обязательства решить проблемы Африки.

Как только решение было принято, одной из первых задач стало договориться, что играть. Первоначально Роджер с Дэвидом это обсудили, получая некоторые советы от Боба. Ник лишь попросил, чтобы вещи, которые будут исполняться, все-таки оказались помедленнее…

Объединенная группа репетировала в течение трех дней, и в канун шоу «Live 8» собралась в Гайд-парке. В зоне непосредственно перед сценой рассеянные группки персонала, охраны, членов групп и их семей наблюдали за тем, как Мадонна работает со своим затянутым в белое ансамблем. Генеральная репетиция на месте прошла гладко, из проблем выявилась только небольшая нестабильность барабанов, но ее исправили за ночь.

Пресса о воссоединении Pink Floyd.
Пресса о воссоединении Pink Floyd.

Когда подошла суббота, 2 июня, стало ясно, что выступать придется с опозданием. Для такого шоу невозможно было не выбиться из графика. Поэтому Pink Floyd отправились в Гайд-парк к пяти или шести часам и прибыли как раз к началу шоу. Ник Мейсон вспоминает:

Время нашего выступления отъехало еще дальше, пока пасмурное небо сменялось закатом типа «радость пастуха». К тому времени, как мы в одиннадцать часов наконец-то попали на сцену, все наши ресурсы ожидания были на исходе. Адреналин булькал в наших жилах, тайком подкрадывалась нервозность. Однако, как только запись сердцебиения для композиции «Breathe» зазвучала в кромешном мраке арены, я расслабился, с легкостью становясь частью группы и забыв про зрителей.
Просто фантастикой было снова играть с другими членами Pink Floyd – Рик раскладывал свои уникальные текстуры, Дэвид был как всегда надежен, лиричен и совершенно идеален, а Роджер сопровождал знакомые басовые узоры и личную лирику языком тела, которые показывал, что он по-настоящему наслаждается происходящим. Вся подборка казалась плотной и содержательной. Нам удавалось сохранять крышку на чайнике перевозбуждения, несмотря на всю важность события, счастливо удерживаясь от криков: «Привет, Лондон!». Однако спокойные и взвешенные слова Роджера о Сиде перед исполнением «Wish You Were Here» обеспечили нам еще более тесный контакт с публикой.
После финального поклона мы направились за кулисы, где кипела масса бурных эмоций по поводу шоу, однако я с радостью могу доложить, что мы четверо, великие стоики, сумели удержаться в рамках того непроницаемого, якобы бесчувственного спокойствия, которое неизменно составляло часть прекрасной традиции группы Pink Floyd…

Это была двенадцатая, последняя, статья из нашего цикла о Pink Floyd. Большое спасибо всем, кто комментировал, обсуждал и оценивал эти публикации! Следующий наш проект посвящен африканской народной музыке. Мы уже сняли большой видеообзор на эту тему и опубликовали статью о "танце резиновых сапог" из ЮАР.

Слушайте хорошую музыку и оставайтесь с нами!