«Качество» экспозиции можно и нужно оценивать по гистограмме.
Гистограмма – графическое отображение распределения света по кадру, тонального диапазона, уровня яркости и общего контраста кадра. Тона располагаются слева направо от самых темных до самых светлых.
Гистограмма помогает фотографам снимать с правильной экспозицией.
Выделяют три вида яркости:
- Тени (находятся с левой стороны графика)
- Полутона (находятся в середине)
- Светлые участки (находятся справа)
«Хорошая» гистограмма содержит больше информации в средних тонах, а по краям – либо вообще нет, либо мало тонов. «Плохая» гистограмма имеет тона по краям графика, что, в основе своей, означает, что снимок передержан (потеряны детали в светах) или недодержан (потеряны детали в тенях).
По гистограмме можно прочитать следующее:
- Если график гистограммы выходит за левый край, то мы потерям информацию в тенях, либо тени будут плохо читаемы
- Если график выходит за правый край, это либо пересвет, либо на грани его
- Об однозначном провале в тенях или пересвете можно говорить если существенный кусок графика выползает за границу кадра
Детали за правой (светлой) границей гистограммы теряются навсегда. Из темных участков при постобработке детали извлечь можно, но качество снимка от этого ухудшится - участки гистограммы неравнозначны.
Самый светлый тоновый диапазон на гистограмме содержит 2048 тонов. Следующий за ним диапазон содержит 1024 тона. Средних тонов будет 512, темных тонов - 256, самых темных - 128.
Таким образом, в левой половине гистограммы содержится в 5 раз меньше информации чем в правой.
Если наша фотография окажется недоэкспонированной, гистограмма не попадает в правую часть. Мы уже, незаметно для себя, теряем половину информации на снимке.
Высота пиков показывает, какие тона располагают наибольшим числом пикселей на фотографии. Впрочем, высота пиков нас не интересует. Самое важное — размещение гистограммы. Чем она левее, тем темнее кадр, чем правее — тем светлее.
Параметры выдержки, значения диафрагмы и ISO взаимозаменяемые. Количество нужного камере света для построения изображения может быть одинаковое при разных трех значениях выдержки, диафрагмы и ISO. Так, при значениях 1/60с, F2.8, ISO 100 камера получит столько же света, сколько при значениях 1/30с, F2.8, ISO 50 или 1/60с, F5.6, ISO 400. Для того, чтобы компенсировать поднятие ИСО, нужно закрыть диафрагму или уменьшить выдержку. Наоборот тоже справедливо. Можно увеличить выдержку, открыть диафрагму и понизить ИСО.
Чтобы добиться наилучшего качества изображения, выполним следующие действия:
- Выбираем настройку диафрагмы, которая обеспечит необходимую глубину резкости;
- Устанавливаем ISO на значение в базовом диапазоне, а выдержку - на значение, обеспечивающее правильную экспозицию;
- Если наш объект размыт, постепенно повышаем ISO и используем более высокую скорость затвора до тех пор, пока не исчезнет размытость изображения;
- Если ISO становится слишком высоким, а у нас есть возможность использовать более широкую диафрагму, открываем её до тех пор, пока ISO не достигнет более управляемого уровня, даже если это означает пожертвовать некоторой желаемой глубиной резкости.
Продолжение следует...