Найти тему
Культурный Петербург

ОПАСНАЯ ВОДА…МЕЛОДРАМЫ

В канун 35-й годовщины аварии на Чернобыльской атомной электростанции в прокат был выпущен новый фильм Данилы Козловского с более чем «говорящим» названием – «Чернобыль». Заметим, что это уже вторая картина Козловского в качестве режиссера. Как и в первой – «Тренер» - популярный актер отвел себе в новой ленте главную роль. Результат такого эксперимента неочевиден. Все-таки актерское ремесло и ремесло режиссера – это две разные профессии.

В «Чернобыле» наша звезда играет советского пожарника – некоего Алексея Карпухина, который вновь вернулся в город (надо понимать, что это Припять), чтобы подвести итог своей службы в пожарном надзоре и отправится к новому месту службы. Совершенно случайно в парикмахерской он встречает свою бывшую пассию Ольгу (Оксана Акиньшина) и… сюжет картины прочно устанавливается на жанровые рельсы мелодрамы и начинает катиться в направлении станции под названием «любовь опять нечаянно нагрянет». Есть в сюжете и вовсе душещипательный момент в виде сына Ольги, которого зовут Алеша. И зрители готовы достать носовые платки, чтобы попереживать и поплакать. Но…вспомним название картины.

Так традиционная, известная с советских времен фабульная схема вступает в свои права (вспомните драму Александра Митты «Экипаж»). Сначала главные герои выясняют отношения в «мирной» жизни, а затем они же оказываются в условиях катастрофы. Точно также все происходит и в новоиспеченном «Чернобыле».

Подробности трагедии даны в фильме Козловского крупным планом. Авторы картины вовсе не щадят нервы и чувства зрителей. Смотреть на страдания людей, жертвующих собою, страшно. Хотя допускаю, что в апреле 1986 года на ЧАЭС имени Ленина все было гораздо страшнее, но, быть может, гораздо проще с точки зрения того, как боролись с огнем пожарные. Они первыми пошли на взорвавшийся четвертый блок, игнорируя мощный выброс радиации. И первыми стали ее жертвами.

В некотором смысле Козловскому-режиссеру и не требовалось панорамных съемок. Во-первых, мы не раз уже видели реальные документальные кадры последствий чернобыльского взрыва. А, во-вторых, нынешнему киноварианту тех событий помог телесериал «Чернобыль», который мы так или иначе уже видели несколько лет назад. Там ход развития аварии и устранения ее последствий воссозданы почти с документальной точностью.

В нынешнем «Чернобыле» оператор Ксения Середа по-мужски и без сентиментальных ракурсов демонстрирует подробности ликвидации возможных угроз. Атмосфера ожидания возможных неожиданностей и всплесков бушующей стихии огня переданы настолько динамично, что сие настроение передается уже тебе самому. Нарастание чувства тревоги постоянно ощущаешь во время просмотра. И ты уже готов полностью «войти» в зону эмоционального сочувствия и соучастия происходящему в кадре…

Однако в кадре в очередной раз появляется герой Козловского и ты не понимаешь смысл его сомнений и метаний из стороны в сторону. Если актер не брал бы на себя постановочные функции, то вероятно ему бы какие-то моменты поведения в кадре подсказал режиссер из-за камеры. На деле же получается непонятная психологическая яма, в которой оказывается главный герой, мечущийся между городом и станцией. Что противоречит и логике его характера, и реальным обстоятельствам, в которых оказывались все люди, причастные к аварии. Понятно, что актеру не хотелось выглядеть плоскостным, плакатным персонажем, этаким рыцарем без страха и упрека. Но техногенная катастрофа, подобная чернобыльской, не место для рефлексирующих мужчин. Здесь надо думать, анализировать, принимать нелегкие решения и действовать, их выполняя. При этом явно рискуя не только здоровьем, но и жизнью.

Быть может, для молодых зрителей некоторые подробности происходившего 35 лет назад в 130 километрах от Киева окажутся новым знанием. Но для тех, кто помнит те тревожные весенние дни, некоторые детали, увиденные в фильме Козловского, покажутся если не наивными, то странными. Как, например, велосипедная прогулка 10летнего Алеши вместе с приятелями к зданию ЧАЭС. Именно они и видят взрыв четвертого блока который произошел глубокой ночью. Спрашивается: а каким образом подростки ускользнули от бдительного ока родителей? Для фабулы этот момент очень важен. Так как Алеша получает большую дозу облучения, и дальнейшие метания пожарника Карпухина по пространству экрана отчасти и объясняются его заботой о судьбе страдающего пацана. Здесь мелодрама снова вступает в свои права и отодвигает своей «жанровой» дланью все доводы разума и элементарного знания о радиологической защите.

Любой школьник, у которого по физике наличествует оценка «хорошо», скажет, что время пребывания героя Козловского в зоне активной радиации даже в первом эпизоде вхождения внутрь здания ЧАЭС привело бы к необратимым последствиям для его организма. И почему-то шедший с ним рядом открывать ту самую заглушку для сброса воды Борис (Николай Козак), получает смертельную дозу радиации, а Алексей Карпухин спокойно продолжает свои метания, выйдя после неудачной попытки из подвала станции. Здесь мы в очередной раз встречаемся с желанием режиссера Козловского дать как можно больше экранного времени актеру Козловскому. И подобное реализуемое на практике желание никоим образом не способствует ни цельному восприятию фильма, ни, тем более, пониманию характера главного героя, Любой фильм надо уметь заканчивать вовремя. Даниле Козловскому, если он намеревается продолжать двигаться в этом направлении, стоит все-таки усвоить некоторые азы режиссерской профессии.

Во время съемок его фильм дважды менял название. Сначала оно звучало трагически – «Когда падают аисты». Затем тревожно – «Опасная вода». Финальный выбор нам известен. Быть может, если бы авторы картины сохранили предыдущие варианты, то и не было бы соответствующих претензий. Но мы имеем то, что имеем. Мы увидели то, что нам показали – еще одну историю о том, как чернобыльская трагедия самым радикальным образом меняет судьбы реальных людей. Поэтому и титр – «Фильм вдохновлен реальными событиями» - не кажется лишним.

Сергей Ильченко