Этот материал подводит нас к завершению общей темы о фокусировке и глубине резкости.
Предыдущие части: Как мыльницы стали круче зеркалок, Глубина резкости, Почему айфон не заменит фотокамеру, Почему зеркалки круче мыльниц, Влияние размера кадра на выбор объектива, 8 параметров качества объектива, Объективы и зум, Линзовый фокус и гиперфокал, Фокус, Гистограмма, Экспокоррекция, P-A-S-M, Три кита экспозиции, Экспозиция, Как начать разбираться
Немного повторения пройденного.
В основе фокусировки лежит кружок нерезкости, то есть сходимость пучка лучей в одну точку, которая кажется нам резкой. Изображение целиком состоит из таких кружков. Каждая точка изображения – это точка где-то на объекте, из которой вышли лучи, дошли до объектива и снова соединились в точку.
Но сведение лучей зависит от того, находится объект ближе или дальше. Если он дальше – лучи сходятся более круто, и точка сведения (фокус) получается спереди от сенсора. Если ближе – лучи более параллельны, и точка сведения получается сзади от сенсора. Чтобы получить объект в фокусе, мы двигаем линзу относительно сенсора вперёд или назад, чтобы точка сведения лучей попала точно на сенсор.
Но если один объект в фокусе, то что происходит с другими объектами, которые расположены ближе или дальше? Они, соответственно, не в фокусе. Лучи от них, попадая на сенсор, ещё не успели сойтись, или уже сошлись и начали снова расходиться. И в том и в другом случае вместо точки мы получаем кружок.
Пока этот кружок достаточно мал, мы всё ещё можем считать, что объект в фокусе (см. ГРИП). Но когда кружок становится слишком большим, изображение размывается. Размытие происходит из-за того, что соседние кружки пересекаются друг с другом и образуют настоящее месиво, в котором уже ничего не различить.
暈け
Слово "бокэ" придумали японцы, и оно обозначает "нерезкость", "размытие", "туман". Оно было популяризовано в западном мире в 1990-х и теперь является неотъемлемой частью фотографии.
Ну размытие и размытие. Что тут такого?
Размытие является одним из способов выражения авторского замысла. Очень часто оно применяется тогда, когда нужно отделить объект от фона – то есть основное от второстепенного.
Качество бокэ
У этого явления не было бы своего названия, если бы все объективы рисовали кружки нерезкости одинаково.
В самом деле, если фокус это точка, то расфокусируя пучок лучей, мы должны получить из точки равномерно освещённый круг. Но каждая оптическая система имеет свои погрешности и особенности, поэтому у разных объективов при расфокусировке круги получается разные. Некоторые действительно равномерно освещены, некоторые нет. У некоторых заметен яркий ободок. Некоторые вообще имеют форму не круга, а бублика. И так далее.
Чтобы увидеть, какой конкретно кружок получается при расфокусе, нужно сфотографировать точечный источник света. То есть чтобы рядом с этим кружком не было других кружков, которые будут сливаться с ним.
Теперь представьте, как множество этих кружков формирует размытое изображение, пересекаясь между собой.
Сами по себе кружки часто выглядят довольно приятно, но сливаясь вместе, они не всегда создают приятную картинку. Например, на этом участке фото мы видим рябящую структуру:
Бокэ может быть "звенящим", "кремовым", "воздушным" и т.д., то есть здесь мы уже вступаем на дорожку вкусовщины и субъективности. Однако можно вывести как минимум одно простое правило: чем меньше неоднородностей присутствует в бокэ, тем оно "спокойнее" и легче для восприятия.
Какие объективы лучше?
Возвращаясь к параметрам качества объективов, можно добавить, что бокэ является одним из важных параметров если не технического, то художественного качества. А возможно, даже самым главным. Но только для ценителей. Если конкретно вам нравится какое-то конкретное бокэ – вероятно, вы смиритесь со многими недостатками объектива.
Можно ли оценить бокэ по кружку нерезкости?
И да и нет. Вы можете оценить отдельно взятый кружок нерезкости. Но учтите, что результат получается наиболее красивый, когда объектив расфокусирован на максимум и диафрагма также открыта на максимум. Если чуть добавить фокуса и/или прикрыть диафрагму, кружок нерезкости может измениться не в лучшую сторону. А истинную картину вы сможете узнать, только сфотографировав что-то в конкретных условиях. Я советую проверять бокэ на траве/ветках, это самый проблемный фон, который порождает двоящиеся линии.
Фальшивое бокэ
Из-за маленького размера сенсора у мобильных телефонов и камер-мыльниц размытие просто не получается. Те, кто фотографируют телефонами, никогда не добьются хорошего бокэ. Но им на помощь приходят современные цифровые технологии. В телефоны уже встраивают алгоритмы, которые добавляют в фотографии (в частности, в портретный режим) искусственное размытие.
Заметно, что выглядит это не очень реалистично. В любом случае, это подражание камере с большим сенсором для получения более качественного фото – а иначе зачем подражать? А раз так, то не лучше ли фотографировать на нормальную камеру?