Найти в Дзене
ZDG

Разбираемся в фотографии #11: Бокэ

Этот материал подводит нас к завершению общей темы о фокусировке и глубине резкости. Предыдущие части: Как мыльницы стали круче зеркалок, Глубина резкости, Почему айфон не заменит фотокамеру, Почему зеркалки круче мыльниц, Влияние размера кадра на выбор объектива, 8 параметров качества объектива, Объективы и зум, Линзовый фокус и гиперфокал, Фокус, Гистограмма, Экспокоррекция, P-A-S-M, Три кита экспозиции, Экспозиция, Как начать разбираться Немного повторения пройденного. В основе фокусировки лежит кружок нерезкости, то есть сходимость пучка лучей в одну точку, которая кажется нам резкой. Изображение целиком состоит из таких кружков. Каждая точка изображения – это точка где-то на объекте, из которой вышли лучи, дошли до объектива и снова соединились в точку. Но сведение лучей зависит от того, находится объект ближе или дальше. Если он дальше – лучи сходятся более круто, и точка сведения (фокус) получается спереди от сенсора. Если ближе – лучи более параллельны, и точка сведения получае
Оглавление

Этот материал подводит нас к завершению общей темы о фокусировке и глубине резкости.

Предыдущие части: Как мыльницы стали круче зеркалок, Глубина резкости, Почему айфон не заменит фотокамеру, Почему зеркалки круче мыльниц, Влияние размера кадра на выбор объектива, 8 параметров качества объектива, Объективы и зум, Линзовый фокус и гиперфокал, Фокус, Гистограмма, Экспокоррекция, P-A-S-M, Три кита экспозиции, Экспозиция, Как начать разбираться

Немного повторения пройденного.

В основе фокусировки лежит кружок нерезкости, то есть сходимость пучка лучей в одну точку, которая кажется нам резкой. Изображение целиком состоит из таких кружков. Каждая точка изображения – это точка где-то на объекте, из которой вышли лучи, дошли до объектива и снова соединились в точку.

Фото автора
Фото автора

Но сведение лучей зависит от того, находится объект ближе или дальше. Если он дальше – лучи сходятся более круто, и точка сведения (фокус) получается спереди от сенсора. Если ближе – лучи более параллельны, и точка сведения получается сзади от сенсора. Чтобы получить объект в фокусе, мы двигаем линзу относительно сенсора вперёд или назад, чтобы точка сведения лучей попала точно на сенсор.

Но если один объект в фокусе, то что происходит с другими объектами, которые расположены ближе или дальше? Они, соответственно, не в фокусе. Лучи от них, попадая на сенсор, ещё не успели сойтись, или уже сошлись и начали снова расходиться. И в том и в другом случае вместо точки мы получаем кружок.

Пока этот кружок достаточно мал, мы всё ещё можем считать, что объект в фокусе (см. ГРИП). Но когда кружок становится слишком большим, изображение размывается. Размытие происходит из-за того, что соседние кружки пересекаются друг с другом и образуют настоящее месиво, в котором уже ничего не различить.

Фото автора. Sigma 55-200/3.5-5.6 DC
Фото автора. Sigma 55-200/3.5-5.6 DC

暈け

Слово "бокэ" придумали японцы, и оно обозначает "нерезкость", "размытие", "туман". Оно было популяризовано в западном мире в 1990-х и теперь является неотъемлемой частью фотографии.

Ну размытие и размытие. Что тут такого?

Размытие является одним из способов выражения авторского замысла. Очень часто оно применяется тогда, когда нужно отделить объект от фона – то есть основное от второстепенного.

(c) Abbat, https://unsplash.com/photos/hM9XHmpeg7E
(c) Abbat, https://unsplash.com/photos/hM9XHmpeg7E

Качество бокэ

У этого явления не было бы своего названия, если бы все объективы рисовали кружки нерезкости одинаково.

В самом деле, если фокус это точка, то расфокусируя пучок лучей, мы должны получить из точки равномерно освещённый круг. Но каждая оптическая система имеет свои погрешности и особенности, поэтому у разных объективов при расфокусировке круги получается разные. Некоторые действительно равномерно освещены, некоторые нет. У некоторых заметен яркий ободок. Некоторые вообще имеют форму не круга, а бублика. И так далее.

Чтобы увидеть, какой конкретно кружок получается при расфокусе, нужно сфотографировать точечный источник света. То есть чтобы рядом с этим кружком не было других кружков, которые будут сливаться с ним.

Фото автора. Focal 28/2.8
Фото автора. Focal 28/2.8

Теперь представьте, как множество этих кружков формирует размытое изображение, пересекаясь между собой.

Фото автора. Porst 55/1.4
Фото автора. Porst 55/1.4

Сами по себе кружки часто выглядят довольно приятно, но сливаясь вместе, они не всегда создают приятную картинку. Например, на этом участке фото мы видим рябящую структуру:

-6

Бокэ может быть "звенящим", "кремовым", "воздушным" и т.д., то есть здесь мы уже вступаем на дорожку вкусовщины и субъективности. Однако можно вывести как минимум одно простое правило: чем меньше неоднородностей присутствует в бокэ, тем оно "спокойнее" и легче для восприятия.

Фото автора. Sigma 28-70/2.8 EX
Фото автора. Sigma 28-70/2.8 EX

Какие объективы лучше?

Возвращаясь к параметрам качества объективов, можно добавить, что бокэ является одним из важных параметров если не технического, то художественного качества. А возможно, даже самым главным. Но только для ценителей. Если конкретно вам нравится какое-то конкретное бокэ – вероятно, вы смиритесь со многими недостатками объектива.

Можно ли оценить бокэ по кружку нерезкости?

И да и нет. Вы можете оценить отдельно взятый кружок нерезкости. Но учтите, что результат получается наиболее красивый, когда объектив расфокусирован на максимум и диафрагма также открыта на максимум. Если чуть добавить фокуса и/или прикрыть диафрагму, кружок нерезкости может измениться не в лучшую сторону. А истинную картину вы сможете узнать, только сфотографировав что-то в конкретных условиях. Я советую проверять бокэ на траве/ветках, это самый проблемный фон, который порождает двоящиеся линии.

Фото автора. Sigma 50/2.8 EX Macro. Эффект немного усилен.
Фото автора. Sigma 50/2.8 EX Macro. Эффект немного усилен.

Фальшивое бокэ

Из-за маленького размера сенсора у мобильных телефонов и камер-мыльниц размытие просто не получается. Те, кто фотографируют телефонами, никогда не добьются хорошего бокэ. Но им на помощь приходят современные цифровые технологии. В телефоны уже встраивают алгоритмы, которые добавляют в фотографии (в частности, в портретный режим) искусственное размытие.

(c) dpreview.com, https://www.dpreview.com/articles/9077521352/iphone-xs-how-does-the-variable-bokeh-effect-compare-to-a-real-lens
(c) dpreview.com, https://www.dpreview.com/articles/9077521352/iphone-xs-how-does-the-variable-bokeh-effect-compare-to-a-real-lens

Заметно, что выглядит это не очень реалистично. В любом случае, это подражание камере с большим сенсором для получения более качественного фото – а иначе зачем подражать? А раз так, то не лучше ли фотографировать на нормальную камеру?