Найти в Дзене
Мое отношение

Какой страх сильнее: потерять близких или часть себя?

В связи с разразившейся в Казани трагедией у многих родителей обострилась тревога за детей. Да что там тревога - настоящая фобия. Меня это натолкнуло на мысль попытаться объединить все свои страхи и решить, какой из них сильнее. В раннем детстве я пережил, пожалуй, самый важный страх - страх смерти. Когда я осознал, что в какой-то момент не станет ни родителей, ни меня, то проплакал полночи, а тревожные ощущения не покидали еще несколько дней. Казалось - ну как же так, такой совершенный организм, руки, ноги, голова и все остальное, и вдруг ничего не останется. Потом у меня трагически погиб попугай, и я жутко боялся потерять следующего питомца. Это научило меня бережнее относиться к своим домашним животным. В подростковом возрасте, когда в газете опубликовали заметку про зацепера, попавшего под трамвай и лишившегося ноги, меня обуял страх утраты целостности тела. Просто представить себя без какого-либо органа было так жутко, что я убеждал себя - лучше совсем не жить, чем остаться калеко

В связи с разразившейся в Казани трагедией у многих родителей обострилась тревога за детей. Да что там тревога - настоящая фобия.

Меня это натолкнуло на мысль попытаться объединить все свои страхи и решить, какой из них сильнее.

В раннем детстве я пережил, пожалуй, самый важный страх - страх смерти. Когда я осознал, что в какой-то момент не станет ни родителей, ни меня, то проплакал полночи, а тревожные ощущения не покидали еще несколько дней.

Казалось - ну как же так, такой совершенный организм, руки, ноги, голова и все остальное, и вдруг ничего не останется.

Потом у меня трагически погиб попугай, и я жутко боялся потерять следующего питомца. Это научило меня бережнее относиться к своим домашним животным.

В подростковом возрасте, когда в газете опубликовали заметку про зацепера, попавшего под трамвай и лишившегося ноги, меня обуял страх утраты целостности тела. Просто представить себя без какого-либо органа было так жутко, что я убеждал себя - лучше совсем не жить, чем остаться калекой.

Тогда же появился страх стать жертвой буллинга. Я видел, как легко вчерашние звезды класса становились отверженными и как тяжело им было, и боялся оказаться на их месте. Чтобы побороть этот страх, мне пришлось заняться спортом и вступить в местную банду. Проблем с милицией я почему-то боялся намного меньше.

В 19-20 лет я пережил страх потери родителей. Выть хотелось от мысли, что мои родные люди когда-нибудь оставят меня.

Вполне естественно, что с появлением собственных детей появился страх их потери. Миллионы раз в голове прокручивал разные ситуации: наезд автомобиля, нападение животных, падение с высоты, крушение на воде и т.д. и т.п. Этот страх, кажется, останется со мной навсегда.

Когда я несколько раз за последние годы оставался без работы и начинал все сначала, мне пришлось испытать страх утраты материального благополучия. Я научился игнорировать его, но игнорировать - не значит побороть.

Когда все мои друзья спились, и мне единственному удалось бросить пить совсем, но ценой стало то, что мы отдалились друг от друга - я испытал страх потери друзей. Несколько лет я боролся за нашу дружбу, но когда понял, что моя борьба односторонняя и нужна только мне, а друзья в силу прогрессирующего алкоголизма мало что соображают в принципе, то я смирился с одиночеством.

В первом браке я не испытывал страха разрушить семью, потому что был уверен, что у меня все и всегда будет в порядке - я же такой разумный. Во втором браке я тем более не боюсь разрушить семью, поскольку однажды уже пережил развод, а это, скажу я вам, было весьма непросто.

Впереди - еще несколько экзистенциальных страхов - страх одиночества в старости, страх наступления недееспособности и, наконец, вновь страх смерти. Кто-то считает, что справиться с этими страхами поможет вера. Я на этой почве боюсь еще и изменить себе, своему атеизму. Всем хочется думать, будто смерть - не конец.

Надеюсь, мне хватит мудрости одолеть или хотя бы игнорировать любые страхи, которые возникают а протяжении всей жизни. Игнорировать так же, как удается до сих пор.

А вы чего боитесь?