Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой. В возрасте одного года семья переехала в Царское село.
Мои первые воспоминания — царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».
Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили.
Училась Анна в Царскосельской женской гимназии. Читать училась по азбуке Льва Толстого. А в пять лет начала говорить по-французски, слушая, как учительница занимается со старшими.
Род хана Ахмата
Мать Анны звали Инна Эразмовна. Натурой она была впечатлительной, знавшей литературу и любившей стихи. По женской линии Инна Эразмовна вела свой род от татарского хана Ахмата.
" Моего предка хана Ахмата, - писала Анна,- убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго». Ахматова подчеркивала, что произошла от чингизидов — прямых потомков Чингисхана (Но родство это сейчас очень сложно доказать).
" Одна из княжон Ахматовых - Прасковья Егоровна - в ХVIII веке вышла замуж за богатого помещика Егора Мотовилова. Его дочь Анна Егоровна - моя бабушка. В ее честь меня и назвали."
В ее стихах русская дворянка-прабабушка превратилась в мусульманскую бабушку:
Мне от бабушки-татарки
Были редкостью подарки;
И зачем я крещена,
Горько гневалась она.
Псевдоним
О быте семьи известно мало. Сохранилось лишь подробное описание комнаты, где жила Анна:
"Окно на Безымянный переулок... который зимой был занесен глубоким снегом, а летом пышно зарастал сорняками — репейниками, роскошной крапивой и великанами лопухами... Кровать, столик для приготовления уроков, этажерка для книг. Свеча в медном подсвечнике (электричества еще не было). В углу — икона. Никакой попытки скрасить суровость обстановки — безделушками, вышивками, открытками".
Отец мало занимался детьми. Когда он узнал, что дочь начала писать стихи, он выразил свое явное неудовольствие. Анну он назвал "декаденской поэтессой". В его пониманиии приличной барышне из хорошей семьи не подобало писать стихи, а уж публиковать их было совершенно непозволительно!
"Я была как овца без пастуха" - вспоминала Анна. - И только шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы. Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: " Не срами мое имя". - И не надо мне твоего имени! - сказала я. "
В 1905 году родители Анны расстались. Мама с детьми отправилась на юг, в Евпаторию. Там она тосковала по Царскому селу и писала великое множество беспомощных стихов.