Хочу поделиться с читателями своими мыслями относительно технических вопросов организации отчетности для налогоплательщиков НПД (налога на профессиональный доход), т.е. для самозанятых.
Когда я решил оформиться как самозанятый после многих лет работы в качестве ИП, возникла проблема, как лучше это сделать: непосредственно в Приложении «Мой налог», созданном при ФНС России, через Госуслуги или через один из банков, сотрудничающих с самозанятыми.
Банки якобы могут выполнять операции за клиента (что удобно) и предоставляют какие-то бонусы (что приятно). На момент моего оформления (и до сих пор) в перечне кредитных организаций, которые дают своим клиентам возможность регистрации в качестве самозанятых и уплаты НПД, представлены 17 банков. Из них в моем городе (Ржев, Тверская область) имеются офисы всего лишь трех: «Сбербанка», «ВТБ» и «Совкомбанка». Решил прогуляться по ним, заодно и повод для моциона нашелся. В «Сбербанке» толком мне ничего сказать не смогли, отослав к мобильному приложению. В офисе «ВТБ» мне самому пришлось просвещать сотрудниц относительно тех услуг, которые они якобы предоставляют. Сомнительную контору под названием «Совкомбанк» я за банк не считаю из-за негативного опыта общения с ней, поэтому туда не пошел. В дистанционном общении с оставшимися 14 банками смысла не увидел. Кроме того, сходил на всякий случай в банк «Открытие» (там тоже ничего не знают) и в «Россельхозбанк» (там планируют сотрудничать с самозанятыми в какой-то неопределенной перспективе). В результате из банков остался только «Сбербанк» с его сервисом «Свое дело» в мобильном приложении. Десктопной / вэб-версии, как я понял, нет, а мне удобней работать именно с ней. Кроме того, прочитанные в Сети отзывы о мобильном приложении положительными не назовешь (приложение тяжелое из-за ненужного «хлама», часто виснет, некорректно отражает данные, блокирует вход для пользователей по непонятным причинам и т.д. и т.п.). Портал госуслуг мне не особо нравится из-за обилия информации на нем и не очень удобного, на мой взгляд, интерфейса, в результате чего нужную информацию ищу очень долго. Поэтому пришлось остановиться на вэб-версии Приложения «Мой налог» от ФНС (мобильная версия у службы тоже имеется). Остановился и не пожалел.
Во-первых, регистрация в Приложении «Мой налог» для работы в Кабинете налогоплательщика НПД заняла буквально минуту, т.к. вся необходимая информация обо мне – и как о физическом лице, и как об экс-ИП – в налоговой уже была. Логин (это ИНН) и пароль используются те же, что и для входа в личные кабинеты физлица и ИП. Единственное, что пришлось сделать, – это ввести код, полученный на указанный номер телефона, после чего пришло SMS с поздравлением: «Вы стали плательщиком налога на профессиональный доход!».
Во-вторых, благодаря минимуму информации и такому же лаконичному дизайну безо всякой рекламы Приложение мгновенно грузится и обрабатывает информацию. Считаю, что с интерфейсом (т.е. с Кабинетом) может разобраться даже дошкольник. Я лично вхожу в Приложение через логин (мой ИНН) и пароль. Можно по номеру телефону или через те же Госуслуги.
Рассказываю и показываю, что собой представляет Кабинет налогоплательщика НПД в Приложении «Мой налог».
На главной странице представлено 6 разделов. Они же потом представлены в виде вкладок на любой странице.
В разделе «Выручка» отражается сумма продаж за текущий месяц и за год. Чтобы сформировать чек, нужно нажать кнопку «Добавить продажу».
Чек выглядит вот так. Пытался найти какие-то требования к формулировке услуг, но понял, что формулировать можно по своему вкусу. Я лично придумал такие услуги: «консультация по английскому языку» и «занятия по английскому языку». Именно «занятия» во множественном числе, т.к. я беру оплату за месяц.
Сумма налога высчитывается автоматически: это 4% при работе с физическими лицами и 6% – с юридическими. Пока не израсходуется бонус в 10 000 р. (так сказать, подарок от государства), налог уменьшается на 1% при работе с физическими лицами и 2% – с юридическими. При наличии суммы к оплате активируется кнопка «Оплатить».
Ниже видна история операций, которую можно просмотреть за определенный период.
Раздел «Начисления» говорит сам за себя. Здесь такая особенность: информация о принятом платеже отражается, но сведения об оплате актуализируются в течение 10 дней, т.е. у вас одновременно может висеть информация и о необходимости оплаты, и о самой оплате. Не пугайтесь!
Диаграммы раздела «Статистика» дают общую (суммированную) информацию и по периодам. Опять же фактически оплаченный налог может некоторое время отражаться как неоплаченный.
В разделе «Настройки» отражается информация о:
вашем профиле (ФИО, ИНН, регион преимущественного ведения деятельности, вид деятельности, СНИЛС, электронная почта, телефон – данные можно редактировать);
паспортных данных;
платежной информации (здесь нужно указать карту, с которой вы будете оплачивать налог; я специально под самозанятость оформил в «Сбербанке» бесплатную цифровую карту, на которую мои ученики теперь перечисляют мне деньги за уроки и с которой я оплачиваю налог; есть возможность настроить автоплатеж основной картой, но что под ним имеется в виду, я пока не понял: все равно пришлось в первый раз оплачивать в ручном режиме; возможно, подразумевается, что просто при оплате «галочка» будет автоматически стоять у основной карты, или же автоматическая оплата будет совершена 25-го числа, если я сам этого не сделаю, или же спустя сутки-двое после выставления суммы к оплате, а я заметил выставленную сумму спустя пару часов и сразу оплатил);
партнерах (здесь не только банки-партнеры перечислены, но и разные организации и магазины, которые сотрудничают с самозанятыми);
справках (здесь можно сформировать в формате PDF справки о постановке физлица на учет (снятии с учета) в качестве налогоплательщика НПД и о состоянии расчетов (доходах) по НПД);
истории постановок (на учет в качестве плательщика НПД).
В разделе «ПФР» вы можете подать заявление в Пенсионный фонд о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС (обязательному пенсионному страхованию). Я пока не вступил. В принципе, я и закрыл ИП и перешел на самозанятость, чтобы в принудительном порядке не платить взносы в ПФР. Сочту нужным – буду платить снова. Имейте в виду, что в Фонд ОМС (обязательного медицинского страхования) деньги из вашего НПД перечисляются – аж целых 37%, а 63% идет в региональный бюджет.
В разделе «Помощь» можно найти ответы на многочисленные вопросы по самозанятости.
Короче говоря, мне лично вэб-версия Приложения «Мой налог» понравилась своей простотой и удобством.
Надеюсь, данный материал будет полезен для тех, кто еще только планирует стать самозанятым и выбирает наиболее удобную форму для проведения платежей.
По традиции хотел бы пригласить читателей вступить в мою группу ВКонтакте. Участникам группы доступны бесплатные консультации по английскому языку небольшого объема. О платных услугах можно узнать в разделе «Информация» группы.