Найти в Дзене

Почему замерзание Невы - праздник для петербуржцев

Вот и наступила зима! Чуть раньше или чуть позже, но неизменно каждую зиму Нева покрывается льдом. Иногда, толщина льда может быть до метра.

И вот ведь как обидно, что сейчас не устраивают на Неве тех развлечений, что были раньше.

Ведь ледяная Нева тогда использовалась не только как сплошной мост между частями Петербурга, но и как источник льда для ледников, заменявших холодильники. Интересно, что в то время "ледоколами" называли тех, кто добывал этот лёд. Это был доходный промысел, но надо было уплачивать в городскую казну установленный взнос, а качество льда проверяла санитарная комиссия.

Так что замерзание Невы для горожан было важным событием! О нём петербуржцам сообщал барабанный бой одного из петровских придворных шутов. Потом этот шут непременно должен был пройти по первому льду в каком-нибудь странном смешном наряде в сопровождении нескольких человек. Один из них нёс холщовое знамя, другие — лопаты, верёвки и крючки. После этого Нева становилась ареной для народных праздников.

Что только ни происходило на льду в прежние времена! Об этих увеселениях рассказывают нам многие картины. Например, полотно Иосифа Шарлеманя «Ледяная ярмарка на Неве», созданное в 1860 году.

Иосиф Шарлемань «Ледяная ярмарка на Неве»
Иосиф Шарлемань «Ледяная ярмарка на Неве»

В книге «Из жизни Петербурга 1890 – 1910-х годов», вышедшей в 1991 году юрист Д. А. Засосов и инженер-путеец В. П. Пызин вспоминали:

«Какими только картинами не оживлялись реки, их устья и взморье зимой! Из раннего детства всплывает в памяти катанье по Неве на высоких санях на северных оленях. Их погоняли самоеды – возницы в оленьих шубах, кверху мехом. На льду реки стояли их чумы».

С 1880-х годов в Петербурге стали очень популярны финские сани. На них зимой через Неву "катали"-конькобежцы перевозили людей по нескольким маршрутам, доставляя удобство горожанам и доход городу.

А художник Бенжамен Патерсен изобразил "Катание с гор на реке Неве" в 1803 году. Такую забаву любили императрицы: и Елизавета Петровна, и Екатерина Великая. Ледяные горы устанавливали в акватории перед Стрелкой Васильевского острова. Они были высотой до 25 метров, а скат достигал 100 метров. С этих гор катались на санках, на коньках, на досках — кто на чём мог.

Бенжамен Патерсен изобразил "Катание с гор на реке Неве"
Бенжамен Патерсен изобразил "Катание с гор на реке Неве"

А ещё устраивали прямо на льду устраивали скачки!

"Зимние бега на Неве"  В.С.Садовников,1840-е гг.
"Зимние бега на Неве" В.С.Садовников,1840-е гг.

Вот как их описывал Теофил Готье в книге "Путешествие в Россию" 1867 года:

Поперек реки простиралось беговое поле со сколоченными из досок трибунами, дорожкой, обозначенной веревками, привязанными ко вбитым в лед колышкам, и частоколом из сосновых веток. Приток народа был колоссальным. Трибуны заняли привилегированные лица, если, впрочем, можно назвать привилегией то, что вы продолжительное время остаетесь на морозе, сидя неподвижно на открытой трибуне. Вокруг бегового поля теснятся два-три ряда саней, троек, колясок и даже простых телег и прочих более или менее примитивных повозок, так как, мне кажется, нет никакого ограничения или препятствия для участия в этом народном развлечении. Ложе реки принадлежит всем. Чтобы лучше видеть, мужчины и женщины садятся повыше, на место кучера, на откидные сиденья. У барьеров стоят мужики в бараньих тулупах и валенках, солдаты в серых шинелях и другие лица, которые не смогли найти лучших мест. Вся эта толпа на ледяном поле Невы походила на черный муравейник, и меня до крайности беспокоила мысль, которая решительно никому не приходила в голову, что глубокая река шириной с Темзу у Лондонского моста протекала все-таки под этой ледяной коркой не более двух-трех футов толщиной, а на ней на одном и том же месте толпились тысячи зрителей и значительное число лошадей, не считая всевозможных экипажей.
"Катание на Неве" А.П.Боголюбов,1854 г
"Катание на Неве" А.П.Боголюбов,1854 г
Но русская зима не подведет! Она не станет ненароком играть с толпой людей в ужасную игру, не откроет под людьми английского трапа и не поглотит все и вся.
Шарлемань А. И. Бег троек на Неве в Петербурге. 1859. Литография А. Петерсена, рисунок на камне А. Авлатамова и Врезе.
Шарлемань А. И. Бег троек на Неве в Петербурге. 1859. Литография А. Петерсена, рисунок на камне А. Авлатамова и Врезе.

В бегах принимали участие как знаменитые, орловские рысаки, так и беспородные лошади, и не всегда победа доставалась породистым лошадям. Так, например, в февральских бегах 1859-го года победу одержали три бурые вятские кобылки, то есть простая крестьянская тройка.

 «Зимние бега на Неве». Авнатамов Агафон Никитич. 1859 г.
«Зимние бега на Неве». Авнатамов Агафон Никитич. 1859 г.

Из книги Теофиля Готье "Путешествие в Россию". 1867.

Во время бегов, о которых я веду рассказ, произошел довольно живописный инцидент. Мужик, прибывший, как мне сказали, из Владимира с поклажей дров или мороженого мяса, смотрел на бега среди толпы зрителей с высоты своей деревенской тройки. На нем был засаленный тулуп, старая, облезлая меховая шапка и белые разношенные валенки. Всклокоченная темная борода вилась под подбородком. Его упряжка состояла из трех косматых лошадок, мохнатых, как медведи, страшно грязных, в льдинках под животом, низко несущих голову. Они покусывали снег с сугроба. Высокая, как свод, раскрашенная линиями и зигзагами в яркие цвета дуга была самой тщательно отделанной частью его упряжки, безусловно изготовленная самим же мужиком при помощи топора. Эта примитивная дикарская повозка поразительно не вязалась с роскошными санями, победоносными тройками и элегантными экипажами, лошади которых нетерпеливо били копытом, стоя вокруг бегового поля. То и дело иронические взгляды обращались в сторону жалкой повозки. По правде сказать, на фоне всего этого богатства она производила впечатление грязного пятна на горностаевом манто.
Между тем косматые обледенелые лошадки сквозь лохмы своих грив бросали снизу вверх взгляды на благородных животных, которые как бы с презрением отодвигались от них подальше. Огненная точка пламенела в темных зрачках деревенских лошадок, они били по льду мелкими копытцами на тонких и нервных ногах, заросших космами, походившими на перья на ногах орла.
Мужик, стоя на своем сиденье, наблюдал за бегами, нисколько не удивляясь быстроте рысаков. Под его обледенелыми усами то и дело даже бродила улыбка, его серый глаз хитро светился, и у него был вид человека, говорящего: "Это нам нипочем".
Вдруг он решился, въехал за перегородку и попытал счастья. Три его плохо вылизанных медвежонка с чувством гордости встряхнули головами, как если бы они понимали, что в данный момент защищали честь бедной деревенской лошадки. Не дожидаясь понукания, они пошли таким ходом, что другие участники бегов начали волноваться. Маленькие ножки лошаденок неслись ветром, они опередили всех чистокровных лошадей английской и орловской рысистой породы на одну минуту и несколько секунд. Мужик не очень-то многого ожидал от своей деревенской упряжки.
Ему был выдан приз - великолепная серебряная вещица чеканной работы модного в Санкт-Петербурге ювелира Вайана. Этот триумф вызвал шумный восторг у обычно молчаливой и спокойной публики.
У выхода из-за барьера победителя окружили и предложили ему продать лошадей. Ему предлагали до трех тысяч рублей, что составляло огромную сумму, не сравнимую ни с лошадьми, ни с возможностями бедного мужика. К чести мужика, надо сказать, он всем упрямо отказывал. Завернув свою серебряную вещицу в кусок старой тряпки, он сел на тройку и возвратился во Владимир, как и приехал, не захотев ни за какие деньги расстаться со своими милыми лошадками, которые, хоть и на миг, на одно мгновение, прославили его на весь Санкт-Петербург.

А к празднику Крещения на льду Невы около Зимнего дворца раньше устанавливали временные часовни прямо над прорубью, чтобы приглашённые иностранные гости могли увидеть красочный церковный обряд прямо из окон дворца.

Петербург. Праздник Крещения. Январь 1913 года. Фотография ателье Буллы из сборника "Наследие. Избранное".
Петербург. Праздник Крещения. Январь 1913 года. Фотография ателье Буллы из сборника "Наследие. Избранное".

Огромной популярностью жителей Петербурга пользовался в 90-е годы 19 века и ледовый трамвай, который перевозил за сезон до 900 тысяч пассажиров! Подробнее об этом можно прочитать в статье ниже⬇️

В то время три трамвайные линии проходили прямо по льду Невы. Вагоны получали питание от контактной сети, которая крепилась на деревянных столбах, вмороженных в лёд.

Сейчас на лёд Невы зимой не выйдешь - запрещено! Поэтому из всех забав нам была доступна только "Рыба-кит". Да и то только издалека!

Фото автора
Фото автора

Комплекс "Серебряный кит" начали строить в 2001 году в Москве. Но в столице плавучую платформу поставить не разрешили. "Кит" не может самостоятельно передвигаться — только с помощью буксиров. Но из Москвы в Петербург его вообще доставили в Петербург частями, собрали и поставили у Летнего сада. Но петербуржцы возмутились и "морское чудище" долго находилось у набережной вдоль проспекта Обуховской обороны, недалеко от парка имени Бабушкина. Но и кит недавно почти затонул. Так что его можно рассматривать только с берега. Впрочем, как и заснеженную и покрытую льдом Неву.

А вы бы хотели, чтобы сейчас на льду Невы устраивали какие-либо забавы? Пишите в комментариях!

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: