Найти тему
планеризм

В полетах главное спокойствие

Одним из ярких спортсменов, завоевавших на чемпионате России по планерному спорту целую горсть медалей разного калибра, стал Владимир Фёдоров из Новосибирска. Сам себя он определяет как умного, красивого и скромного, и с этим трудно поспорить.

В свое время Владимир занимался купольной (парашютной) акробатикой, был мастером спорта, выступал в составе команды, которая дошла до третьей позиции в мировом рейтинге. Но в 2000 г после неудачного прыжка решил сменить хобби и пришёл в планеризм.

Владимир Федоров
Владимир Федоров

- Начинал в Бердске, потом в Евсино занимался спортивными полетами. И как-то сразу всё стало хорошо складываться - в первом соревновании занял то ли пятое, то ли шестое место, во втором - стал чемпионом.

Потом наступил небольшой перерыв. В 2014 году мы ушли в Решеты и сделали свой клуб. Владимир Кочкин заманил туда хороших спортсменов и начал тренировать. Где-то году в 2016-м стал серьёзно учить нас летать. У Кочкина интересная методика - он рисует очень сложный маршрут и посылает в такую сложную погоду, что потом уже ничего не страшно. По его словам, площадка - это нормальная часть полёта, поэтому бояться её не стоит. За это время мы привыкли оценивать свой благополучный возврат на аэродром на уровне 3-5 %, причём высшим преступлением считается свернуть с маршрута.

Обычных, простых полётов у нас никогда не бывает - приезжаем на аэродром, Кочкин пишет нам маршрут, и мы летаем.

То, что в нынешнем чемпионате считалось нелетной погодой, для нас было вполне обычным делом.

- Кроме чемпионатов России где-то еще участвовали?

- Был грех – летал на чемпионате Европы в Литве. Там были очень сильные соперники, и там, собственно, я научился летать с задней центровкой.

Участвовал в этапе Гран-при здесь, в Усмани. Погонялся наперегонки с ветром и Себастьяном Кавой, посмотрел на его полеты и понял, что он продал душу дьяволу.

У меня есть доказательства. Вот стоим мы в потоке, кромка 1.800 м, до аэродрома 60 км, впереди огромная атермическая дыра. И фантастические гряды облаков по периметру. Понятно, что все летят в обход – быстро, чётко, предсказуемо. А Кава пошёл прямо в дыру, с явным недолетом высоты, фактически вникуда.

Серёга Клюев посмотрел на него, решил, что терять ему нечего и пошел вслед за Кавой. И вот они топят со скоростью 160 км\ч… Потом понемногу начали снижаться, не теряя скорости, а на 300-х метрах ловят поток, добирают 400 м высоты и доходят до аэродрома. Как так получилось у него? Это невероятно! Колдовство в чистом виде!

- В планерном полёте, на ваш взгляд, что важнее - мастерство или удача?

- Спокойствие. Я когда тренирую ребят, и мы обсуждаем разные ситуации, то всегда говорю им - если ваша эмоциональная составляющая поможет, то пожалуйста, нервничайте и бейтесь в истерике. Но я лично не знаю случая, когда бы это всё помогло.

Мой принцип - быть всегда абсолютно спокойным.

В планерном спорте есть 70-80 правил, соблюдая которые можно делать неплохие гарантированные результаты: рабочая высота, оценка скорости, правильное взятие поворотного, работа с ветром, с потоками и т.д. И когда все эти параметры держишь в голове, то лететь, в общем-то, не сложно.

Интересно летать с локальными грозами.

Самые скучные полёты - это когда кромка 2,500, облака слегка в грядах - тогда мозги включать совсем не надо. А самые интересные - когда требуются нестандартные решения. Мне нравится так летать.