Всем привет!
Вчера в первой части мы остановились на встрече императора Александра Второго, его брата Константина, наше посла в США Стекля, министра финансов Рейтерна и министра иностранных дел Горчакова. Именно им предстояло решить судьбу Аляски.
На повестке встречи было 3 довода в пользу продажи:
1) Совершенная для России бесполезность этих колоний.
2) Опасения, что рано или поздно они у нас будут отняты.
3) Выгоды получить за них довольно значительную сумму денег.
Результатом обсуждения стали 3 решающих мнения. Привожу их полностью, потому что это важно и интересно:
"Мнение е. и. выс-ва вел. кн. Константина.
Е. и. выс-во считает, что положение наших колоний ухудшается со дня на день; что, столь удаленные от метрополии, они не имеют для России никакого значения, тогда как необходимость их защиты в будущем, как и в прошлом, будет столь же трудной, как и дорогостоящей. Е. и. выс-во придерживается мнения, что необходимо от них отказаться, продав их Соединенным Штатам, и сосредоточить все заботы правительства на наших владениях на Амуре, которые составляют неразрывную часть империи и которые во всех отношениях представляют больше ресурсов, чем северные берега наших американских владений.
Мнение министра финансов Рейтерна.
Г-н Рейтерн смотрит на вопрос с финансовой точки зрения; он говорит, что компания, на которую возложено исследование (exploration) колоний, оказалась несчастливой или неспособной, и в настоящий момент она сохраняется только искусственными средствами, которые не смогут долго продлить ее существование. Императорское правительство, как считает г-н Рейтерн, поставлено перед альтернативой: оно обязано или прийти на помощь компании, которая стоит на грани банкротства, со значительными денежными средствами, или взять на себя заботу о их управлении, что приведет к не менее обременительным жертвам. Г-н Рейтерн, как и е. выс-во вел. кн., считает необходимым уступить наши колонии Соединенным Штатам.
Мнение нашего посланника в Вашингтоне Стекля.
В своих донесениях г-н Стекль не раз обращал внимание на неудобства, которые создает обладание нашими американскими колониями и слабое обеспечение их безопасности. В случае войны эти колонии будут зависеть от милости любой враждебной державы, и даже в мирное время мы не защищены от американских флибустьеров, которыми кишит Тихий океан. На жалобы, с которыми императорская миссия в Вашингтоне не раз обращалась по этому поводу, федеральное правительство неизменно нам отвечало, что мы сами должны принять необходимые меры предосторожности против этих мародеров, и что Соединенные Штаты не могут взять на себя охрану наших берегов. Эти конфликты, всегда нежелательные, могут в большей или меньшей степени повредить сохранению хороших отношений между двумя странами. Несколько лет назад американцы предложили г-ну Стеклю купить наши колонии, как они купили в прошлом Луизиану и Флориду у Франции и у Испании, а недавно Техас и Калифорнию у Мексики; г-н Стекль считает, что их можно было бы склонить к возобновлению этого предложения.
Однако важно, чтобы переговоры были устроены таким путем, чтобы инициатива исходила от Соединенных Штатов и чтобы императорское правительство не было ничем связано и сохранило право после того, как предложение будет сделано, принять его или отвергнуть"
Последнее слово сказал Горчаков:
"В случае войны наши колонии будут зависеть от милости любой враждебной державы. Если во время Крымской войны Англия согласилась объявить о нейтрализации нашей территории, то это было потому, что она опасалась, что мы продадим ее американцам, что дало бы англичанам на севере, как это существует к югу от их владений, неудобных и опасных соседей.
Это соображение является, быть может, для нас мотивом продать наши колонии Соединенным Штатам. Оно, конечно же, служит основанием для американцев, чтобы их приобрести".
Таким образом, все стороны с правом голоса высказались "за" по разным соображениям. По сумме сделки "министр финансов Рейтерн сказал, что ему следует получить не менее 5 млн. долларов. Это были практически все инструкции, которые получил Стекль". Для понимания: бюджет Российской Империи составлял около 1,5млрд рублей. Долг - около 400млн. То есть, 5млн долларов за Аляску - капля в море в долгосрочной перспективе. Но с учетом необходимости срочно пополнить бюджет на 45 млн за 3 года, это было более-менее заметной суммой (ниже подсчитаем).
22 декабря 1866г Александр Второй согласовал территорию, подлежащую продаже. А Стекль уехал на переговоры. Чтобы не утомлять перечислением встреч и переговоров, читаем сразу итог от Стекля: "Быть может, я совершил ошибки, поскольку все это дело происходило в спешке, в американской манере идти напролом. Но есть, однако, одна вещь, которую Вы поставите мне в заслугу: я добился семи миллионов, т. е. на два миллиона больше того, что было намечено министром финансов". Стекль получил около 2% суммы за свои услуги.
Стоимость Аляски окупилась для США через 25 лет, кстати. А нам, напомню, требовалось 45млн за 3 года. Для понимания: в 1860-х за 1 доллар давали 1,3 рубля (примерно). То есть, по грубым подсчетам, Россия получила около 11,3 млн рублей из требуемых для выравнивания бюджета 45 млн (об этой сумме свидетельствует запись в ГосАрхиве).
Ну а теперь про пару мифов о продаже. Начнем с простого: корабль с золотом затонул и Россия не получила ничего. Это, конечно, выдумка. Корабль "Оркни", перевозивший золото, благополучно бороздил океаны и присутствует в справочниках кораблей за 1869г.
Теперь по поводу аренды земли на 99 лет. Это тоже выдумка. Вот здесь текст договора. Речь идет именно о продаже и ни одна статья не подразумевает пересмотр сделки.
Продажа Аляски так и останется спорной страницей нашей истории. С одной стороны, чисто экономически, за почти 70 лет владения, территория так и не смогла дать однозначного ответа о своей экономической необходимости для России. В силу разных причин, конечно: борьбы с местным населением, методов РАК, удаленности от столицы... С другой стороны, отдавать территории, на которые однажды ступила нога русского человека, тоже как-то неправильно. В любом случае, золотое правило истории: "История не терпит сослагательного наклонения". Сделали выводы и используем полученный опыт во благо. Может быть, этот опыт окажется в будущем более ценным, чем материальные и экономические выгоды от Аляски.