В 1985 году легендарный джазовый пианист и композитор Чик Кориа пришел в колледж Бёркли, чтобы пообщаться со студентами. Беседа затянулась на два часа, Чик с охотой отвечал на вопросы и делился опытом. Рассуждая о музыке, он незаметно для самого себя вывел 15 правил/советов, которые пригодятся любому музыканту.
Нам очень повезло, что на той встрече оказался корреспондент интернет-газеты «Christian Science Monitor», который прилежно записал их. Вот они:
- Играй только то, что ты слышишь внутри себя.
- Если ты ничего не слышишь — ничего не играй.
3. Не давай своим пальцам «блуждать» — играй осознанно.
4. Не импровизируй бесконечно — играй со смыслом, развивай соло, и вне зависимости от того, насколько хорошо у тебя получилось развитие, закончи и сделай перерыв.
5. Оставляй пространство и создавай паузы — осмысленно создавай места, в которых ты не играешь.
6. Думай над тем, чтобы звук твоего инструмента гармонично сочетался со звучанием других музыкантов и самого помещения, в котором вы играете.
7. Если ты играешь сразу на нескольких инструментах (на ударной установке или на нескольких синтезаторах) — найди баланс между ними.
8. Не создавай музыку и не играй механически или следуя привычным паттернам. Старайся, чтобы каждый звук и каждая фраза были результатом осознанного выбора.
9. Выбирая, что сыграть, руководствуйся тем, что нравится тебе, а не тем, что подумают другие.
10. Используй контрасты и уравновешивай различные элементы: высоко/низко, быстро/медленно, громко/тихо, напряженно/расслабленно, насыщенно/минималистично.
11. Играй так, чтобы заставить других музыкантов и всю группу звучать лучше.
12. Играй с расслабленным и раскрепощённым телом. Всегда устраняй напряжение, если оно возникает.
13. Никогда не бей свой инструмент и не срывай на него злость — играй на нём с благодарностью.
14. Создавай пространство, а затем осознанно заполняй его.
15. Во время взаимодействия с другими музыкантами, не копируй их идеи дословно. Лучше развивай их фразы и уводи в другом направлении, а то и вовсе играй что-нибудь контрастное.