Найти тему
ПрепON

Поставьте пять звезд: как использовать рубрики в оценивании студентов

Оглавление

Давайте признаемся: многие преподаватели терпеть не могут оценивать работы учеников и студентов. Кто-то боится обидеть детей, кто-то не уверен в критериях, кто-то (как я) не чувствует себя достаточно компетентным для такого серьезного дела.

Но про синдром самозванца и неуверенность в себе поговорим в другой раз.

Мои коллеги и знакомые решают вопрос по-разному: от чувствования "ну это неплохо" до мозгодробительных формул с негуманитарными негуманными расчетами.

Я взялась за рубрики с критериями.

Когда нашла новое решение для преподской практики.
Когда нашла новое решение для преподской практики.

Рубрика? Это что за кракозябра?

Рубрика – это краткое руководство или инструкция по тому, как оценивать работы. В ней даны критерии и дескрипторы, то есть виды деятельности, которые оцениваются, и характеристика того, как они оцениваются и в зависимости от чего.

<На Вики есть ясная статья про оценочную рубрику, если вам хочется углубиться в концепцию и страшные термины>

Цифровые преподские инструменты уже давно пронюхали про рубрики, поэтому найти шаблоны не составляет большого труда. Например, этот шаблон - с Genially.
Цифровые преподские инструменты уже давно пронюхали про рубрики, поэтому найти шаблоны не составляет большого труда. Например, этот шаблон - с Genially.

Простым языком: рубрика дает список критериев и объясняет, как их оценивать: от "отлично, умничка" до "кошмар какой, переделывай".

Мы встречаемся с очень простыми рубриками каждый день. Например, оценка приложения или смайлики на посте - это тоже своеобразная рубрика по оцениванию.

Почему рубрики хороши и для преподов, и для студентов

Ясность. Когда вы притаскиваете студентам или ученикам табличку, в которой прописаны 10 критериев с пунктами-дескрипторами от 0 до 5, то ребята понимают, что и как от них ожидается. И конфликтов из-за "Почему мне такой балл поставили?" меньше.

Препод пытается отмахаться от студенческих претензий
Препод пытается отмахаться от студенческих претензий
Сравните формулировки задания: "Сделайте полную красивую презентацию" и "Сделайте презентацию на 20 слайдов, с ссылками на упомянутые факты, единым стилем и не пиксельными картинками".

Составленная рубрика помогает учителю не скатываться в сомнения и относительность. Однако сначала эту рубрику надо разработать и протестить.

Как составлять рубрику

Чтобы понимать, что надо делать, давайте пробежимся по чек-листу адекватной рубрики:

  1. Рубрика доступна студентам и ученикам с самого начала обучения. Критерии не меняются в течение курса.
  2. В рубрике расшифровываются все оценочные понятия: "аккуратный", "полный", "красивый" и пр. Так избегаете разночтений.
  3. Дескрипторы достаточны, чтобы понять планку хорошей работы и дно неудовлетворительной. Придется написать детально, что и как вы представляете по каждому критерию.
  4. Студенты и ученики могут самостоятельно применить рубрику для своей работы и дать себе оценку. Если рубрика ясна только преподавателю, то надо переделывать рубрику. Или преподавателя.
  5. Рубрика охватывает различные критерии: от знания-понимания до оформления.

В идеале преподаватель пишет или находит образцовую работу, составляет на её основе рубрику, а потом отдает оба материала студентам или ученикам. Плюс в течение обучения время от времени тренирует ребят оценивать чьи-то абстрактные (смоделированные или архивные) работы по этой рубрике.

Кстати, рубрика – работающий механизм для peer-viewing, взаимного оценивания учеников. Её применяют на платформах онлайн-курсов, вроде Coursera, и в университетской практике. Это помогает вырабатывать критический взгляд на собственные работы и не бояться выражать свое аргументированное мнение о чужих работах.

На некоторых курсах мы со студентам дорабатывали рубрику вместе в начале курса. Вовлеченность в этот процесс помогла ребятам лучше ориентироваться в качестве своей работы.

Чтобы составить рубрику, надо:

✔ Определить критерии качества самой работы и дополнительные критерии. Например, к первым будет относиться фактологическая верность всего изложенного в работе. А ко вторым - выполнение этой работы в срок.

✔ Выбрать разброс по шкале "неуд - отл". Кому-то хватает градации в 3 шага, кто-то выдумывает по 10 шагов. Стандартным считается разброс от 0 до 5.

✔ Помнить, что каждый шаг подробно описывается, чтобы была понятна разница между высшим баллом (5 или 10) и теми, что стоят за ними (4 или 8-9).

Где можно составлять рубрику?

Самый простой вариант – сделать табличку в экселе или документе.

Выпрошенная у коллеги-программистки рубрика на начальном этапе составления. Если преподаватель понимает критерии и свои ожидания, составляется за полчаса.
Выпрошенная у коллеги-программистки рубрика на начальном этапе составления. Если преподаватель понимает критерии и свои ожидания, составляется за полчаса.

Доски так же удобны для составления рубрики. Здесь можно настроить вид по колонкам и редактировать-перемещать без проблем. Плюс для каждого критерия создается своя карточка, к которой можно прикрепить ссылку или документ.

Рубрика на доске в Padlet. Студенты могут оставлять комментарии к каждому критерию и дескриптору. Это удобно, чтобы разрешать разные вопросы и сомнения.
Рубрика на доске в Padlet. Студенты могут оставлять комментарии к каждому критерию и дескриптору. Это удобно, чтобы разрешать разные вопросы и сомнения.

Можно отыскать шаблоны рубрик в различных визуальных редакторах. Их преимущество – уже красиво оформлены, сделана сетка критериев и дополнительные графы. Остаётся только внести информацию.

Ещё один шаблончик Genially для рубрики по прогрессу отдельного студента.
Ещё один шаблончик Genially для рубрики по прогрессу отдельного студента.

-----------------------------------------------------------------------------

Кручусь в edtech и современном образовании и рассказываю об этом на своем канале. Заглянете?

-8