Найти в Дзене
Белая Орхидея

Рассматриваем приданое работницы и крестьянки Страны Советов

Оглавление

У Маркса, Энгельса и у их приемника Ленина с возрастом из-за идеологической загруженности было так мало времени на женщин,
что они особо не утруждали себя вопросами брака.

Первый называл любовь "грубой практической способностью", был уверен, что брачные узы являются причиной деградации человека,
и - вполне логично! - поддерживал разводы.

Второй пошёл дальше. Он предрекал, что уход за детьми станет общественным делом, независимо, рождён ли ребёнок в браке
или вне его. Но сомневался, нужны ли разводы?

Ленин мало говорил о браке и лишь однажды высказал мнение,
что "коммунизм должен нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность
и бодрость, вызванную также и полнотой любовной жизни".

На первый взгляд, звучит ободряюще. Но Ильич поддерживал Маркса
в части развода и настаивал на том, что разрыв отношений является способом укрепления семейных связей на "демократических основаниях".

Тут ещё фрейдист и, по совместительству, марксист Арон Залкинд -
как врач -
беспокоился о здоровье пролетариата и советовал ему не растрачивать энергию до брака, поскольку силы потребуются на фронте классовой борьбы. А чтобы любовь не отвлекала пролетариат, ей надо было что-то противопоставить. Залкинд нашёл идеальное решение проблемы:

- Необходимо, чтобы коллектив больше тянул к себе, чем любовный партнёр.

И если что-то в любовных отношениях пойдёт не так, на помощь парочке придёт опять не кто иной, а родной трудовой/комсомольский/партийный коллектив. Короче, в постели тогда окажутся не только он и она, а ещё 10, 20, 100... человек. Ежели спасать семью, так всем миром! А ещё регулировать частоту актов и нести ответственность за рождение потомства.

Не эти ли мысли легли в основу дискредитации политически вдумчивого отношения большевиков к малой ячейке общества - семье? Потому что появились якобы декреты советской власти об отмене частного владения женщинами с 17-ти до 32-х лет и объявления их "народным достоянием".

После 1917 года в стране была такая неразбериха, что никто не знал,
кому верить, а кому нет. Естественно, появились люди, которые искренне повелись на фальшивки о народном достоянии женщин детородного периода.

Дошло до того, что в феврале 1919 года Ленин получил жалобу
от нескольких жителей деревни Медяны Чимбелевской волости Курмышевского уезда, что
комбед (сокращённо от КОМитет БЕДноты) распоряжается судьбой молодых женщин и отдаёт их для любовных утех своим приятелям.

Ответ Ленина был скор и короток - телеграмма в адрес Симбирского губисполкома и губернской ЧК:

"Немедленно проверьте строжайше, если подтвердится, арестуйте виновных, надо наказать мерзавцев сурово и быстро и оповестить всё население. Телеграфируйте исполнение".

Разговор с ГубЧэКа в 1919 году был коротким. Думаю, можно не продолжать рассказ о судьбе членов бывшего комбеда деревни Медяны...

Неизвестный художник, плакат "Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке", Москва, РСФСР, 1920 г.
Неизвестный художник, плакат "Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке", Москва, РСФСР, 1920 г.

Советская власть с первых лет своего становления уделяла серьёзное внимание тому, чтобы женщина стала равноправным членом общества
не только в родной стране, но и на производстве, и в семье.

И большинство населения в начале прошлого века было едино в одном - женщина должна быть свободной и иметь право выбирать партнёра.

Но приданое (в традиционном понимании) как пережиток царского наследия необходимо искоренить. Теперь вместо сундуков с залежалыми перинами, подушками и кухонной утварью ценились трудодни.

10 ноября 1935 года на приёме колхозниц-ударниц свекловичных полей руководителями партии и правительства Сталин поддержал инициативу женщин по трудодням в качестве невестиного приданого:

"Теперь женщина, если она трудится и у неё есть трудодни, она сама себе хозяйка. Я помню, на втором колхозном съезде вёл беседу
с несколькими товарищами-женщинами. Одна из них, из Северного края, говорила: "Года два назад никто ко мне на двор из женихов заглядывать не хотел. Бесприданница! Теперь у меня пятьсот трудодней. И что же? Отбою нет от женихов, хотят, говорят, жениться, а я еще посмотрю, сама выбирать буду женишков."

Вы спросите, а как же коммуны, пик которых пришёлся на 1923-24 гг.?
Ведь о коммунах многие "историки" говорят, что это был рассадник советской "клубнички".

Ну, что ж! Заглянем внутрь первых коммун и посмотрим, что было
на самом деле.

Именно студентам предложили такой вид совместного проживания - коммуну. Студенты налаживали совместный быт, поскольку были самым незащищённым слоем общества - учиться надо было с утра до вечера, а молодая власть не могла полностью удовлетворить потребность учащихся ВУЗов едой, одеждой, обувью и элементарными бытовыми предметами.

"Не хотим жить по-старому!" - основной лозунг первых коммунаров.
Но возможностей жить по-новому у них ещё не было. Студенты объединялись в коммуны, чтобы элементарно не умереть с голоду.

Плюс присутствовал немаловажный моральный фактор: "все коммунары друг другу - братья и сёстры".

Если случались факты влюблённости, то таких товарищей долго и тщательно "песочили" на общем собрании, что несчастным было уже
не до любовных страстей. А когда один коммунар решил пригласить в театр понравившуюся ему комсомолку, завхоз коммуны не выдал ему денег, резонно заявив:

- Средства нужны для ремонта подмёток, а не на индивидуализм!

Второй фактор, который отторгал влюблённость в студенческие годы, -
это
невозможность молодым супругам иметь отдельный "угол", иначе нескольким коммунарам пришлось бы освободить комнату. Поэтому на общих собраниях принималось строжайшее условие - никаких женитьб
до окончания ВУЗа, а на любовь смотрели как на сепаратиста, грозившего разрушить целостность внутрикоммунной жизни.

Первые годы советской власти были самыми трудными, самыми непонятными, самыми хаотичными и самыми голодными. Отсюда
и перегибы во всех сферах жизни, и яркие вспышки анархизма и пофигизма, которые сегодня также ошибочно принимают за свободу,
и спекуляции понятиями на общем фоне практически тотальной безграмотности, и беззаконие из-за безнаказанности. Чего только стоили молодой республике "птенцы Керенского", выпущенные этим недоумком и трусом в дни своего верховластия!

* * *

Но жизнь в СССР налаживалась. Партийная власть уделяла институту семьи неподдельное внимание. Писались законы. Определялись традиции. И приданое вновь стало пусть и не обязательным, но желательным условием для налаживания быта молодожёнов в первые месяцы/годы совместной жизни. Доходило до того, что в дефицитные 60-е за невестой могли дать, кроме постельного белья и посуды, стеклянные банки для закруток и жестяные крышки к ним. Сейчас это кажется, конечно, забавным😄

Впрочем, чего мы с вами всё про тряпки да про стекляшки? Главным приоритетом была и остаётся любовь! Надеюсь, что она им и останется.

НАЧАЛО

P.S. Вспомнился необыкновенно весёлый и едкий фильм Леонида Гайдая "Не может быть!", снятый по произведениям Зощенко. Если кто не видел, обязательно посмотрите эту комедию. Получите истинное удовольствие от шедевра. Приятного просмотра!

Понравилась статья? Всегда рада читателям
и подписке на мой канал - это вдохновляет!

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея