"Вампиры средней полосы" это какой-то неожиданно восхитительный сериал, в смысле, восхищает в неожиданных местах. Да и многое в нем построено на эффекте обмана ожиданий. Например, еще при взгляде на постер можно было представить, что это будет комедия в духе "Реальных Упырей" от веселых новозеландцев Вайтити и Клемента, разве что слегка приправленная русским духом. Но "Вампиры средней полосы" неожиданно дают детективный нуар, смешанный с кровавыми шуточками из фильмов категории Б, потом по ходу действия превращаются в мелодраму, а на финальном отрезке выруливают в философскую притчу с рассуждениями о том, кто есть настоящий человек. В этом плане сериал похож на все нашумевшие проекты последних лет - он как шкатулка с секретом, как только ты думаешь, что всё разгадал, навешал ярлыков и можешь даже предсказать чем всё дело кончится, очередной твист выбивает почву из-под ног. Отличие, пожалуй, только в проработанности всего - сэттинга, сюжета, образов персонажей, - и ставке на пресловутую душевность.
Из-за смешения жанров и деконструкции некоторых из них, например, тех же детективов или "типичных вампирских фильмов", сериал можно крутить с разных сторон и видеть в них многое - оно там действительно есть. Главные герои-вампиры это врач, полицейская, учительница, пенсионер и студент - бюджетники, те самые невидимые люди, на которых и держится миропорядок. Присутствуют и сказочные элементы: на стыке человеческого и вампирского миров, считай жизни и смерти, стоят дед Слава и чиновница Ирина Витальевна - чем не Кощей Бессмертный и Баба-Яга? А попавший в Смоленск с его вампирским гнездом самоуверенный полицейский из Москвы настоящий Иванушка-дурачок, который к тому же влюбляется в прекрасную и слегка заколдованную Аннушку. Эта линия кажется самой раздражающей, в том числе из-за противопоставления провинции и столицы - пришелец из самой Москвы в местных пейзажах, порядках и людях кажется инородным телом, которое бесит каждой своей секундой присутствия, но в итоге под давлением обстоятельств и в нем обнаруживается что-то хорошее, а то и родное. Как сказал бы дед Слава, поскреби любого человека и найдешь. Отсылки вообще на всё подряд, начиная с Лагутенко в саундтреке, "Ганнибала" в титрах, типичного француза Жана Ивановича и так далее, тому подобное.
Дед Слава в блистательном исполнении Юрия Стоянова, кстати, это не только душа и сердце сериала, но еще и определенный философский стержень, вокруг которого и строится сюжет. Эту часть анализировать интереснее всего. Во-первых, смоленские вампиры, в отличие от своих собратьев из других произведений, не только не хищники, и не просто пацифисты - они охраняют свой город, людей в нем, и только уже потом собственную названную семью. Очень интересный и глубокий образ. Вампиры, которые издавна романтизируются и считаются более совершенной расой, чем человеческая, подвергаются здесь безжалостной деконструкции, делая акцент на самых неприятных свойствах вечной жизни. Аннушка даже называет их вид инвалидами - действительно, их жизнь трудно назвать полноценной, к тому же они буквально зависят от человеческой крови. Мнимое могущество не захватывает главных героев, они все выбирают долг и служение людям, кроме своенравной графини Ольги - хотя и там не всё так однозначно. Во-вторых, очевидная мораль сшивает эту пёструю историю из разных жаров воедино.
Вопрос о том, что делает людей людьми очень занимает как героев, так и создателей сериала. Дед Слава размышляет об этом всю его долгую, бесконечную вампирскую жизнь, устанавливая самому себе и своей семье правила, нарушать которые нельзя просто потому что. Человека делает человеком жизнь на пороге смерти, а вот вампира делает человеком только собственный выбор и нравственный закон внутри. Есть ли у вампиров душа? В Смоленске точно знают ответ.
А вот еще общее между нашими Кощеем и Бабой-Ягой - оба подвергаются искушению мнимым могуществом, которое сулит вечная жизнь и оба в итоге выбирают долг и семью.