Раскалилась и остыла
Прошедшая свой пик популярности, отшумевшая, заставившая дрожать и повиноваться организаторов ярмарок перед Всея Руси, уже не новинка Киры Ярмыш застала меня врасплох. С одной стороны было интересно прочитать и приобщиться к полуполитической общественной жизни (особенно если ты лишь сторонний наблюдатель). Но с другой стороны — это стало небезопасно. Надеюсь, за чтение книг ещё не сажают.
Со временем ощущения притупляются, мысли структурируются, происходит переосмысление прочитанного и ценностей. Тогда (прямо после прочтения) я была в восторге. Мне казалось, это ж какой надо обладать внутренней силой и бесстрашием, чтобы рассказать про такие испытания. Ведь это неприлично: жаловаться и ныть. Но это заблуждение и всё же полезно. И не только в плане "выплеснуть недовольство во вселенную, чтобы не разорвало", но и в плане "поделиться опытом".
После же прочтения отзыва от Евгении Книгагид я усомнилась в своих ощущениях (и зря) и адекватности. Да, в книге есть недочёты в плане выражения своих мыслей. Да, есть проблемы в фантдопущением (ниже). Да, нет чёткой позиции автора. Но это не страшно и не критично. Книги для того и существуют, чтобы направлять / развивать вашу собственную мысль, а не навязывать и заставлять думать нужное автору и стоящим за ним шакалам.
Конечно, политическая позиция Ани — главной героини, — через которую говорит сама автор, мутная и нестабильная. Аня не отстаивает свои позиции, не ратует за свободу / законы / запреты. Она просто намекает, задаёт наводящие вопросы, которые должны заставить думать не только второстепенных героев, но и читателя. Позиция же этих самых второстепенных персонажей понятна и ясна до безобразия: одни — нейтральны, другие — категорически против (сами додумайте против чего именно), третьи — сталинисты. И всё это подаётся простым (русским) языком.
Всё было понятно. Всё было интересно и увлекательно. Даже юность Ани я приняла. Но что касается мистической составляющей... смысл её мне не ясен. Видимо, надо было придумать связующее звено между днями и наметить конфликт в произведении (в то время как в реальности его не было), но добавление магического реализма вылилось, как по мне, в нелепость, которая запорола задумку и показала некоторым читателя произведение не с лучшей стороны. Жаль.
Ещё для меня оказалась проблемой кульминация. Всё к ней шло. Всё кричало о напряжении (хоть и слабом). Повествование медленно накаливало обстановку, словно маленький огонь сковороду, и прямо на последних страницах подожгло читателя... отсутствием развязки. Открытый конец — бич божий. Нужен ли он сейчас, в современном мире, где и так всё не стабильно и непонятно — неизвестно.
Книга мне понравилась . Тюремные истории я никогда не читала ("Граф Монте-Кристо" и "Побег из Шоушенка" прошли мимо меня). Но именно это произведение должно было выстрелить своей актуальностью и близкими реалиями. Разве русскому не интересно, что и как происходит в его стране после суда и приговора? Конечно интересно. Особенно в настоящее время.