Сочинение 1
Чем дорога человеку Родина? Над таким актуальным и поныне вопросом размышляет русский писатель ХХ века В.А.Солоухин.
Во-первых, автор говорит о том, что люди любят природу, которая окружает их, будь то горы или тундра. Например, тундра настолько дорога ненцу-оленеводу, что он не променяет ее «ни на какие там южные красоты».
В качестве конкретного примера, который дополнительно иллюстрирует вопрос о том, чем дорога Родина человеку, В. Солоухин рассказывает о писателе И.С. Соколове-Микитове, который писал о том, что ему дорого на родине, - «о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях». Именно этот мир близок его душе.
Пример любви людей к природе тундры и пример о том, что сердцу писателя И.С. Микитова-Соколова близка родная природа, дополняют друг друга и убеждают читателя в том, что у людей есть родная земля, родные места, которые связаны с природой и людьми и которые дороги человеку.
То, о чём рассуждает В.А. Солоухин, он любит так же, как и И.С. Соколов-Микитов. Авторское отношение к поднятой проблеме выражено в риторических вопросах, которые, по существу, не требуют ответа.
Соглашаясь с автором, приведу пример о том, как в жизни с малых лет писатели помогают ребенку понять, чем Родина дорога человеку. Ребёнок узнаёт от писателей, что же дорого героям их произведений. Например, знакомясь со сказом Н.С. Лескова «Левша», он задумывается, почему же левша не остался в Англии. Что же он так ценил в России, с чем не мог никак расстаться? Он любил родителей. Ему нравилась православная вера. Он хотел соблюдать русские обычаи. Ему, выходцу из народа, дороги были простые солдаты, которые по старинке чистили ружья кирпичом. Перед смертью он думал не о себе, а о том, чтобы ружья у них были пригодные для стрельбы.
Таким образом, то, что нравится человеку в родных местах, то ему и дорого, близко его сердцу, и он не хочет всего, что ему мило, лишаться.
Итак, вопрос о том, чем же дорога родина, будет наполняться всё новым и новым содержанием. Да не оскудеют мысли мудрых россиян, которым их Родина дорога и не канет в Лету священное чувство любви к ней!
Сочинение 2
Писатель В.А. Солоухин затрагивает актуальную проблему - проблему любви к Родине.
Автор считает, что это чувство сложное. Оно зарождается в детстве и развивается в человеке под влиянием окружающих людей, под влиянием родной культуры, родной истории.
Продолжая развивать мысль о любви к Родине, В. Солоухин конкретизирует ее. Он рассказывает о писателе И.С. Соколове-Микитове и его «бережном, любовном, воистину сыновнем отношении к русской природе. Он любил ее и хотел донести до читателей частичку этого удивительного мира нашей страны.
Размышления автора о сложности чувства патриотизма, о том, как оно формируется и утверждение о том, что одна из составляющих любви к Родине – любовь к природе на примере И. Соколова-Микитова – оба эти аргумента звучат в устах автора как завет потомкам об этом священном чувстве.
То, о чем рассуждает В.А. Солоухин, он любит. Ему дороги имена людей, которые сделали много для Родины, и дорог мир природы, который он, как и И. Соколов-Микитов, описывал с большой любовью.
Мне ясно, что отвергать чувство любви к Родине нельзя. Оно всегда было и будет. В жизни с малых лет взрослые помогают ребенку понять, что такое Родина и чем она дорога человеку. В качестве подтверждения согласия с точкой зрения писателя я приведу литературный пример. Можно ли обижаться на Родину, и какая же она, Россия? Эти вопросы обсуждали учительница Нонна Юрьевна и мальчик Колька Полушкин – сын главного героя повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Они слушали пластинки, читали стихи, беседовали о животных. Колька, впервые услышав певца Ф. Шаляпина, удивился его голосу. Учительница объяснила, что он уехал и умер не в России. Мальчик высказал предположение, что, может быть, он это сделал от обиды. Нонна Юрьевна сказала Кольке о том, что Родина всегда права, что она не может быть недоброй и обижаться на нее не надо. Мальчик вспомнил, как отец говорил ему о том, что наша Родина самая замечательная. Учительница радостно откликнулась на слова родителя мальчика. Так в подростке зарождалось чувство любви к своей стране.
Итак, статья В. Солоухина – признание в любви к Родине, в котором чувствуется его огромное желание убедить читателей, что любовь к Родине существует. Я думаю, что каждый век добавляет этих признаний. А решение: любить или не любить Родину – принимает каждый человек в соответствии со своей совестью.
ТЕКСТ
С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.
Чувство это действительно сложное. Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.
Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. Казалось бы, что любить в тундре? Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. Одним словом, кому мила степь, кому - горы, кому - морское, пропахшее рыбой побережье, а кому - родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города... И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.
Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.
Всё это так. Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. А живопись? Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов - разве они не учили и не учат нас любить родную природу?
В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов - всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.
Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова. (По В.А. Солоухину)
Владимир АлексеевичСолоухин (1924–1997) - русский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».