Иудейские законы о разводе устроены так, что даже в XXI веке еврейки вынуждены годами требовать от бывших мужей официальные документы о расставании по всем религиозным правилам. В это время они не имеют права не то что второй раз выйти замуж, а даже и просто с кем-то встречаться. «Цимес» пересказывает материал своих коллег из американского Vogue о смелых женщинах, добивающихся желанной свободы с помощью социальных сетей.
Пролог. От редакции «Цимеса»
Гет — религиозная бракоразводная процедура в иудаизме, а также и особое разводное письмо, документ, подтверждающий факт расставания. Гет даёт всегда мужчина своей жене, не наоборот, и без него женщина не считается свободной. Если мужчина не торопится написать разводное письмо своей бывшей жене, он ставит её в зависимое и унизительное положение.
Часть 1. Как одна еврейка не могла получить развод 10 лет
30-летняя учительница, мать двоих детей по имени Хава Херман Шарабани больше 10 лет пыталась добиться развода по законам ортодоксального иудаизма. Брак с отцом её детей не был счастливым и был расторгнут по нормам светского права декаду назад, а решения бейт-дина — еврейского религиозного суда — всё нет. У кого бы Хава ни просила помощи за это время, она получала один ответ, примерно такой: «Дай мне подумать и позвони через неделю».
Такие женщины, как Хава, оказавшиеся в ловушке «мёртвого» брака, зовутся агунами. С иврита этот термин дословно переводится как «связанная», «прикованная». Женщина-агуна ограничена в правах и не может ни вновь выйти замуж, ни даже просто встречаться с другим мужчиной.
Однажды Хава случайно наткнулась на инстаграм-переписку популярной еврейской певицы Далии Озил и женщины по имени Рифка Мейер (владелицы лондонского шейтель-салона). Мейер рассказала, что выбивала свой гет на протяжении 10 лет, получила его в сентябре 2020-го и наконец решилась поделиться своей историей. Этот разговор вдохновил Хаву — она немедленно списалась с Далией Озил и даже отправила ей картинку с фотографией своего мужа, подписав: «Не давать гет — это насилие». Певица, в свою очередь, разместила фото негодяя в своём 35-тысячном аккаунте, приправив хештегом #FreeChava. Очень быстро пост завирусился, и не заметить его не могли даже в самой ортодоксальной общине.
Часть 2. Почему вам не дают гет
Задержка или отказ в получении гета могут быть мотивированы множеством разных причин. Иногда это рычаг давления, которым пользуются недобросовестные люди, чтобы заплатить меньше отступных при разводе или получить опеку над ребёнком. Но зачастую женщины, которым отказывают в гете, в браке были жертвами домашнего насилия: их абьюзер просто продолжает таким образом издевательства, и это становится всё более частой практикой.
Отказ в гете подчёркивает гендерную дискриминацию: ведь мужчины могут вступать в брак повторно, оставляя свою бывшую жену в состоянии неопределённости.
Всё усложняется тем, что многие законы иудаизма контрастируют с гражданским правом. В таких случаях преимущество в религиозных общинах отдаётся, конечно, религиозным законам.
Часть 3. Соцсети — в бой!
С мёртвой точки напряжённую ситуацию сдвинул активизм в социальных сетях. Один только хештег #FreeChava демонстрирует мощный общественный интерес к проблеме: сначала он украшал лишь один пост, потом сотни репостов, сейчас их более 1500. Кое-кто решился даже распечатать картинку из первой публикации в виде листовок и расклеил по улицам. Потом был онлайн-флешмоб, когда десятки женщин фотографировались в розовом, выражая солидарность Хаве Херман Шарабани в рамках кампании PinkOutThursday. В Сети появился отдельный аккаунт в поддержку женщины — @thegetbusters, а в еврейских общинах Нью-Йорка прошло несколько офлайн-митингов. Так Хава стала лицом целого комьюнити женщин, борющихся за свой гет.
Часть 4. Счастливый финал
Раньше женщины со статусом агуны стыдились своего положения, но после этой массовой кампании многие из них начали смело использовать соцсети, чтобы отстаивать свои права и права таких же, как они. Известно как минимум о 17 случаях благополучных исходов подобных соцмедиа-кампаний. В одном из них женщина ждала гета более 18 лет.
И да, Хава таки тоже получила свой развод.
Подготовила Арина Крючкова
Ещё о семье и отношениях на «Цимесе»: