Добрый день, меня зовут Дмитрий Фоменко. В этой статье я расскажу о гарантиях качества товара.
На сегодняшний день российское законодательство закрепляет единые стандарты гарантийного обслуживания, не предполагающие проведения различий между новыми товарами и товарами, бывшими в употреблении.
В следствии чего, при предъявлении требований покупателем в течении гарантийного срока, продавцы реализующие подержанные товары, несут обязательства в том же объеме, как и за новые товары.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца замены товара на аналогичный. При этом в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РФ "О защите прав потребителя" товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.
Покупатель имеет право предъявить свои требования продавцу (исполнителю) в течении гарантийного срока.
В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О защите прав потребителей» в отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
При этом согласно п. 5 ст. 19 в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Таким образом, при отсутствии договорной гарантии либо установлении ее сроком менее двух лет вступают в силу положения о законной гарантии.
Суть законной гарантии сводится к тому, что объем требований покупателя, а также срок предъявления таких требований зафиксированы в положениях соответствующего нормативного правового акта. Такого как Гражданский кодекс РФ и ФЗ «О защите прав потребителей».
На сегодняшний день законные гарантии применяются абсолютно ко всем договорам купли-продажи в качестве общего правила.
При этом, объем требований покупателя может быть лишь увеличен, но не уменьшен в выданной продавцом договорной гарантии.
Таким образом, установление продавцом сокращённого гарантийного срока по сравнению с законным, не препятствует покупателю предъявить требования в связи с недостатками товара, обнаруженными за пределами договорной гарантии.
На практике, часто случается, что продавец устанавливает минимальную гарантию и включает в нее максимально широкий перечень случаев досрочного прекращения гарантийного обслуживания.
Например, обязательное прохождение диагностики в фирменных центрах продавца, проведение самостоятельного ремонта и т.п.
Однако, досрочное прекращение гарантийного обслуживания возможно лишь в следствии нарушения правил эксплуатации товара потребителем и в следствии иных действий, повлиявших на качество товара.
В российской судебной практике сформирована позиция по данным спорам.
Суды признают ничтожным условия договора о досрочном прекращении гарантийного срока, если это прекращение не состоит в прямой причинной связи с обнаруженными в товаре недостатками.
Например, в условиях договора между продавцом и покупателем указано, что гарантия на товары, купленные в магазине продавца, осуществляется только на основании кассового чека.
Данное условие договора ничтожно, в связи с тем, что в п. 5 ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей» указано, отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.
Также часто встречаются случаи продажи гарантии покупателю. Несмотря на то, что гарантия на товар предусмотрена законом.
Например, покупая смартфон, продавец сообщил покупателю о том, что гарантия на товар составляет один год и предложил купить гарантию еще на один год.
Хотя на такие товары, как смартфон, и так установлена законная гарантия, в течении двух лет.
Такие действия продавца являются административным правонарушением, предусмотренным п. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 476 ГК РФ в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Вот, что можно коротко сказать о регулировании вопроса гарантии в российском законодательстве.
Также рекомендую статьи:
Кому можно предъявить требование о возврате стоимости билетов, в случае отмены концерта?
Как пользоваться Законом РФ "О защите прав потребителей"?
Можно ли обменять или вернуть технологически сложный товар без недостатков?
Образец претензии по спору о защите прав потребителей.
Образец возражения истца на ходатайство ответчика об уменьшении законной неустойки
Что нового в постановлении Пленума ВС РФ от 15.11.2022 о взыскании морального вреда по делам о защите прав потребителей?
Подлежит ли взысканию с ответчика сумма штрафа, в делах о защите прав потребителей, если исковые требования им удовлетворены?
Как считается неустойка за неудовлетворение продавцом требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы?
Когда договор купли-продажи (подряда, оказания услуг) считается расторгнутым, после отказа от него потребителя?
Образец иска о взыскании с продавца стоимости товара, неустоек, морального вреда и штрафа по спору о защите прав потребителей.
Что делать при покупке мебели с недостатками?
Какие условия договора являются недопустимыми в правоотношениях с потребителем?
Как считается неустойка по договорам подключения в рамках догазификации и по смешанным договорам.