Не только в крупных городах России можно встретить архитектурные достопримечательности, оставшиеся ещё со времён Российской империи, все мы прекрасно понимаем, что дворцы строились повсеместно. Единственная разница в том, что находящиеся в отдалении от большого скопления туристов усадьбы сегодня почти всегда остаются забытыми или вовсе разрушаются (хорошо, если без помощи вандалов). Сегодня речь пойдет об одном из таких мест, относящемся ещё к елизаветинской эпохе, но плачевно выглядящем сегодня.
С 16 века село Льгово (с 1820-х стало Ольгово) было дворцовым, изначально принадлежавшим стольнику Чаплину. С 1740-х и до революции село перешло роду Апраксиных.
Усадьба, которая запечатлена на фото, была сформирована в конце 18 - начале 19 веков при фельдмаршале Степане Федоровиче Апраксине и его сыне генерале Степане Степановиче Апраксине. Основную часть работ по возведению дворца выполнил архитектор Франческо Кампорези.
Начало двух въездных аллей отмечают парные обелиски, на въезде в парадный двор перед усадебным домом располагалась две башни в стиле псевдоготики.
В 1790-х годах тот же Кампорези занялся капитальной реконструкцией старого усадебного дома, добавил к нему второй этаж и деревянные пристройки, украсил фасад. Тогда же был построен северный флигель для театра.
Внутри дома имелись два больших зала, отделанных в классическом стиле, из которых один выходит на парадный двор, а второй — в сторону парка. Стены последнего были украшены парными пилястрами. Колонны коринфского ордера поддерживают хоры. Всё в этом зале выполнено из дерева, вплоть до колонн, раскрашенных под мрамор. В люнетах между пилястрами помещены гипсовые барельефные изображения предков Апраксиных. Зал был обставлен ампирной мебелью работы крепостных. На стенах зала висели фамильные портреты как русских, так и иностранных художников.
Парк, занимающий площадь 55 га, с многочисленными прудами некогда был украшен «Храмом добродетели», триумфальной аркой, обелисками, «Турецкой мечетью», беседками. В Ольгове имеется три пруда, самый большой из которых размером 3.2 га. расположен в 400 метрах от дворца.
В начале 19 столетия во флигеле существовал крепостной театр, на сцене которого помимо крестьянской труппы выступали и заезжие звезды итальянской эстрады, и даже поэт Василий Львович Пушкин, дядя Александра Сергеевича.
В 1880-х годах проводились работы по реставрации построек. Тогда декор фасадов был изменён, а фронтоны увеличены. Современный южный флигель построен в 1883 году деревянным на месте стоявшей здесь оранжереи архитектором Николаем Набоковым (в 1980-х он был перестроен в кирпиче). Флигели объединены с домом открытыми переходами на арках, балюстрады которых раньше были украшены вазами. У главного въезда, замыкая парадный двор полукружием, расположены два жилых корпуса для дворовых людей: один — для холостых, другой — для семейных. К дому также пристроены кухонные корпуса начала XIX века, лишённые декоративной обработки. Помимо этого в состав хозяйственного комплекса входили конторские флигели, конный и скотный дворы, манеж, службы, рига, амбары, ткацкие корпуса.
В 1919–1928 годах усадьба была музеем, потом санаторием, в 1930-х годах там размещался дом отдыха, а в 1934 году - 1-й районный лагерь юных пионеров Октябрьского района города Москвы. В 1960‑е главный дом пришел в запустение, а к 1980-м сгорел. Сохраняющаяся на стенах лепнина — остаток интерьера главного зала, где когда-то размещалась галерея скульптурных портретов хозяев.
В 2003 году дворец выкупил предприниматель Олег Дерипаска, обязавшийся провести полную реставрацию всего комплекса. С тех пор здесь возник целый комплекс нехитрых развлечений (в Ольгово можно сходить в сауну или отпраздновать свадьбу), но на руинах дворца не начато даже самых общих аварийных работ. В марте 2015 года стало известно, что новые владельцы не только не провели реставрацию, но ещё и не поддерживали усадьбу в надлежащем состоянии. В связи с этим всё превратилось в руины, были утрачены почти все парковые постройки: беседки, статуи и павильоны.
На монументальном главном фасаде и теперь видны нарядные наличники елизаветинской поры. Но незнающему человеку догадаться, чем же были руины раньше, практически нереально. Стоит ли надеяться, что за бывшую усадьбу возьмутся (владелец/местные власти/волонтеры)? Или стоит о ней забыть?