Найти тему
Кино и книги

"Буксир, табун, милиция и гражданская война": 3 интересных советских приключенческих фильма

Оглавление

В те времена, когда в СССР показывали мало американских боевиков, отечественный кинематограф снимал много отличных своих, на мой взгляд, более душевных и близких к русскому менталитету. Период гражданской войны был благодатным материалом для создания фильмов приключенческого жанра. О некоторых из них я хочу напомнить.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Смотри в оба!" 1981 г.

Осень 1921 г. Механик Лыкин мужичок практичный и, хоть любит блеснуть революционной фразой , придерживается теплых мест: поближе к продуктам, подальше от фронта. Всю гражданскую проработал механиком на маслобойне, хотел к паровозникам пристроиться в депо: мастер-то он - золотые руки, но подвела любознательность.

Прочел объявление, что в ревкоме набирают работников на мукомольню. Времена голодные, захотел поближе к мучке, да каждый час положение меняется. Пришел в ревком, а там формируют отряд на борьбу с беляками. Винтовку в руки - и пошел. На его счастье комиссар искал механика на буксир.

Лыкин сразу бросил ряды защитников революции и получил нового командира - уполномоченного Алексея Команова, немногословного из-за скромности и молодости, но принципиально твердого комсомольца.

Кадр из фильма "Смотри в оба!". Механик Лыкин и уполномоченный Команов - вот уж где сошлись противоположности.
Кадр из фильма "Смотри в оба!". Механик Лыкин и уполномоченный Команов - вот уж где сошлись противоположности.

Задача состояла в том, чтобы доставить на буксире "Грозный" валенки и прочие теплые вещи в коммуну беспризорников, а до него добраться по железной дороге на дрезине. Все бы ничего: валенки возить не на фронте воевать, но - здесь белые, тут красные, а то и какие-нибудь непонятные банды. Все это постоянно меняет позицию: и правда - смотри в оба!

В общем, путь лежит через опасную зону препятствий и стреляют здесь по-настоящему. Вскоре навязался на их голову юный беспризорник, русский Гекльберри Финн розлива 20-х годов. То дрезину угонит, то буксир уведет, но не убивать же его? Пороть - и то некогда.

Фильм начинается как настоящая комедия положений в антураже гражданской войны. Повороты событий зачастую зависят от непредсказуемых бытовых мелочей, последствия которых могут быть смертельными.
Во второй половине сюжета драматизм сгущается и главный герой оказывается в ситуации нравственного выбора. Картина - бенефис Борислава Брондукова. Он и комедийную, и драматическую стороны своей роли исполняет блистательно, но и свита его - хороша.
Федор Сухов играет комсомольца Команова сдержанно, но многогранно. Он не только суровый боец революции, но и неуверенный ,под напором житейски подкованного фразера Лыкина, молодой человек, скованный своей неопытностью, особенно перед лицом неожиданной влюбленности в девушку из монастыря.
Колоритна компания бандитов: раненный в голову атаман Филин, с вечно кислым выражением лица (видно чувствует, что шансов у него нет), туповатый Митенька, патологически радующийся убийствам, хвастливый, но осторожный Фитиль. Вишенка на торте - беспризорник в исполнении юного, но всегда талантливого Алексея Серебрякова.
Дополненный юмором остросюжетный приключенческий истерн смотрится на одном дыхании. Музыка Эдуарда Хагагортяна очень хороша.

"Ищи ветра..." 1978 г.

По степи гонит отряд казаков пленных красноармейцев. Гонят и рубят: пробуют руку, показывают мастерство. Один из них, Павел, пытается остановить соратников, уговорить принять смерть по-человечески, не так унизительно, но надежда всегда живет в человеке, заставляя оттягивать верную гибель.

В это же время, где-то в уральской степи, на уцелевшем конезаводе, где содержится табун элитных лошадей, живут управляющий Сергей Сергеевич, его красавица-дочь Наташа и ее жених Виктор, молодой, слегка покалеченный в боях, белогвардеец-дезертир.

У парочки - одна любовь на уме, несмотря на то, что творится вокруг. Они живут в собственном счастливом мире, играют импровизированную свадьбу. Сергей Сергеевич надеется, что политические бури обойдут стороной их глухой угол, но от гражданской войны не отгородишься стеной иллюзий.

Сначала через открытое окно в спальню молодоженов вваливается израненный Павел и теряет сознание. Наутро является пара бандитов: за конями для себя и пограбить, но главный разворот событий начался с приездом белого отряда, того что пленных рубил, под командованием капитана: им нужен весь табун.

Фильм и драматичен, и, местами, юмористичен, а к концу пронзительно трогателен. За бедных лошадей переживаешь больше, чем за героев. Понятно, почему казаки взбунтовались против жестокого решения командира: для казака - конь не просто животное, а друг.
Естественные чувства лошадей и обожженные пожаром войны людские страсти. В таких случаях и проверяется сколько в душе осталось человечности. Картина передает растерянность, которые многие испытывают в смутные времена.
Константин Григорьев харизматичен в роли главного героя - красноармейца. Елена Проклова красива и женственна. Михаил Кононов - замечательный бандит Васька, без него фильм бы был сплошной болью. Александр Пороховщиков, как зачастую в советских истернах, - белый офицер.
Музыка Эдуарда Артемьева, как всегда, - восхитительна.

"Шестой" 1982 г.

Гражданская война завершилась, но в некоторых глухих местах еще терроризируют население остатки банд, пытаясь контролировать свои регионы.

В небольшой южный городок, в округе которого шалит банда Вахрамеева, возчик доставляет незнакомого человека. Тот говорит, что местный, только уехал давно. На повороте их подкарауливает пара бандитов, требуя у проезжего документы.

Кадр из фильма "Шестой". Проверка документов.
Кадр из фильма "Шестой". Проверка документов.

Тот, лузгая семечки, не спеша снимает фуражку и подает бумагу. Пока не шибко грамотный бандит отвлекся, читая ее вслух, раздается два выстрела и - бандитов больше нет.

В город прибыл новый начальник милиции Роман Глодов, шестой по счету. Пятерых предшественников убили, но Глодов и сам в царские времена, в юности, шел по пути криминала, да и смекалкой его бог не обделил, не говоря уже о ловкой стрельбе.

Прибыв на родину, представитель власти обнаруживает, что в подчиненной ему милиции всего один красноармеец-энтузиаст. Глодов вербует кадры из бывших сослуживцев по армии, местных жителей и своего старого подельника парикмахера Павлика.

Прежний его следователь, состоящий не у дел, дает совет не действовать напрямую и предлагает свои услуги.

Истерны режиссера Самвела Гаспарова обычно держатся на трюках, перестрелках, приключениях с долей юмора, ярких, хотя и не глубоких образах. Особой проблематикой они не заморачиваются. Этот фильм - типичное его творение. Игровой, динамичный, веселый. Хороша игра актеров и постановка батальных сцен.
Самое лучшее - герои: молчаливый осетин Охрим, интеллигентный Александр, скрывающий от матери свое новое занятие, любящий детей силач Никита, верный идеям революции юный Аристарх, эксцентричный парикмахер Павлик. Сергей Никоненко как-то не ассоциируется с истерном, тем интереснее его роль.
Много запоминающихся фраз и диалогов:"А для чего его судить? - Судят не для чего, а потому что!", "Подставляешься, Лушков!", "Полный компресс!" Очень красива музыка композитора Алексея Зубова.

Предлагаю вам посмотреть этот захватывающий, зрелищный боевик с неожиданно пронзительным драматическим концом и капелькой чуда в воскресении героя. Не забывайте старые советские фильмы - их достоинства возрастают с каждым годом! Приятного просмотра! Если вам понравилась статья предлагаю прочесть следующую: "Гражданская война на Кавказе и в Семиречье": 3 забытых советских историко-приключенческих фильма.

-8