Конец прошлого столетия был, бесспорно, уникальным временем которое до сих пор тревожит некоторые неокрепшие умы. С какими только характеристиками я не сталкивался, когда заходила речь о 90-х годах. Тем не менее, я всё же попробую воздержаться от оценок и сразу перейду к моей любимой теме. То есть к культуре. А если ещё эту культуру представляет женщина, то это просто праздник какой-то. Правда в случае дамы, о которой пойдёт сегодня речь большой вопрос праздник ли это или нет. И если согласиться с утверждением, что это всё-таки праздник, то привкус у этого веселья будет весьма специфический.
Можно было бы попробовать начать рассуждения о вульгарности, но фамилия, которую выбрала себе Алла Агеева, явно отсылает к эпатажу. Да-да, если вы не в курсе, то докладываю. Маша Распутина по паспорту именно Алла Агеева.
Впервые же я увидел ее, кажется в самом конце 80-х. По-моему это была какая-то очередная «Песня года» и там Маша выступала уже под своим псевдонимом. Скорее всего, в силу возраста я бы и не обратил на неё внимания, но как-то уж слишком бурно её обсуждало старшее поколение. Казалось бы, дети всегда выбирают ту музыку, которая не нравится родителям, но у меня так сложилось, что как раз к Распутиной я никаких симпатий и не испытал. То есть разделил мнение родителей. Самое забавное, что даже сейчас я не могу подобрать какой-нибудь эпитет к ней. Пошлая, вульгарная, вздорная? Шокирующая и эпатажная? Всё кажется каким-то неподходящим.
Если попробовать проанализировать творчество, то и тут получается какая-то странная ситуация. Я спокойно отношусь к «Ласковому маю» или Вадиму Казаченко, но то чем занималась Распутина, ничего кроме недоумения не вызывает. И если честно я не могу представить её потенциального слушателя, что в конце 80-х, что сегодня. Но ведь кто-то же покупал её пластинки и диски тогда. Да и концерты она даёт, по сей день. Вряд ли кто-то будет работать себе в убыток. Но факт остаётся фактом, я никогда не встречал поклонников её творчества. Разве что кто-то мог в шутку что-то напеть о Гималаях.
Если подробно посмотреть на её биографию, то можно выяснить удивительные вещи. Родилась Маша в провинции. А именно в деревне Кемеровской области. После окончания школы перебралась в Тверь, где поступила в музыкальное училище. То есть, что такое вокал Маша знает прекрасно. У неё диплом соответствующий имеется. После окончания училища она как раз и взяла себе псевдоним, с которым вошла в историю нашего шоу бизнеса. Тогда же в 1989 году её заметили на одном из бесчисленных фестивалей, и карьера пошла в гору.
На мой взгляд, такая музыка могла появиться исключительно в конце 80-х и самом начале 90-х. Возможно, на фоне привычной эстрады в лице Аллы Пугачевой или Софии Ротару Распутина действительно выглядела необычно и даже в чём-то привлекательно. Но парадокс в том, что музыкальный мир никогда не стоит на месте, Маша же словно законсервировала себя в прошлом. И даже спустя 30 лет после выхода дебютного альбома поёт всё те же самые песни. Да и ведёт себя до сих пор так словно ей немного за двадцать.
Вроде бы ничего необычного в этом нет. Особенно при условии, что ты рок музыкант. Но Маша-то занималась всю жизнь другой музыкой. Такой музыкой, которая должна волновать широкие массы, но как я и сказал выше, среди моих знакомых разных возрастов нет ни одного человека, который стал бы всерьёз слушать «Розу чайную» или «Ты упал с луны». При этом смотрите, какой получается парадокс. Я и мои друзья никогда не слушали репертуар Распутиной, но песни-то знаем. И вы наверняка тоже. Настолько упорно и трудолюбиво нас накачивали этой вздорной музыкой.
И вроде как к Распутиной тут претензий нет и быть не может. Ну, мало ли кто и что поёт. Претензии тут, скорее, к тем, кто занимается раскруткой каких-либо артистов. Получается, что нам много лет навязывают продукт не самого лучшего качества. Я много слушал иностранной музыки и если бы с кем-то и сравнивал творчество Маши так это с локальной сценой бывшей Югославии. Там тоже хватает подобного треша. Вот только Россия всегда претендовала на какую-то там культуру. И если по Пугачевой вопросов нет, она действительно, на мой взгляд, невероятно талантливая женщина, то, как в 21 веке можно слушать Распутину я искренне не понимаю. Как минимум, по-моему, это вредно для ушей. Тем более учитывая, сколько вокруг хорошей музыки.
Впрочем, возможно я слишком предвзято к ней отношусь. В конце концов, её песни могут у кого-то вызывать острые приступы ностальгии и, идя на её выступление человек, идёт прикоснуться к своей молодости. А в этом, в общем-то, ничего дурного нет. Вот только я рад, что моя молодость никак не связана с подобными певицами. И я точно не застрял в прошлом как поклонники этой исполнительницы. Ведь и она, и её музыка порождение навсегда ушедших 90-х.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.