Рабочее определение
Аудиторная демократия – специфическая разновидность демократии, при которой электорат позиционируется как аудитория, владеющая теми формами активности, которые опционально предоставляются политической властью.
Политические деятели в аудиторной демократии воспринимаются не как классические политики, а как медийные активисты или медиаэксперты, предлагающие электорату различные политические шоу, вместо реальной политической борьбы и деятельности. Коммуникация между такими медиаэкспертами-политиками и электоратом строится на личном доверии, так как многие участники политического процесса понимают, что сегодня сложно выстроить планы будущих действий хотя бы на один электоральный цикл в быстроменяющемся мире.
Бернар Манен – отец аудиторной демократии
Бернар Манен – французский политический мыслитель, пытающийся пересобрать либеральную демократию в республиканскую политическую теория. Он изложил идею аудиторной демократии в своей работе «Принципы представительного правления» (скачать тут).
Манен искал новую форму демократии, так как был недоволен (1) «шумпетеровской» демократией, имеющей постоянные выборы, между которыми наступают периоды молчания граждан и (2) демократией участия, побуждающей своих граждан постоянно принимать участие в решении политических проблем. Манен предложил «срединный путь» – аудиторную демократию, выросшую из теории представительской демократии.
Достоинства аудиторной демократии
- электорат постоянно находится в медийном поле, медийной повестке, поэтому он делает выбор в пользу кандидата/партии не руководствуясь свой социальной, культурной, политической или экономической идентификацией, а в зависимости от обстоятельств поддерживает или не поддерживает того или иного кандидата/партию;
- политические представители не просто сами формируют готовые конструкты, шаблоны, по разным вопросам для электората, но активно формируют общественное мнение и принимают участие в преодолении различных социальных расколов;
- кандидаты/партии могут обращаться к избирателям напрямую без различных посредников;
- массовые партии отмирают в условиях аудиторной демократии, так как больше не обладают монополией на политическую борьбу за власть.
Недостатки аудиторной демократии
- электорат как потребляющая аудитория выбирает не кандидата/партию с конкретной политической программой, а даёт одобрение на любые действия после выборов и вольную интерпретацию предвыборной программы;
- кандидаты/партии в условиях аудиторной демократии являются не выразителями электорального/гражданского мнения, но всего лишь существуют как доверенные лица;
- высокая вероятность превращения избирателя в зрителя, потребляющего политическое шоу, за которое он и проголосовал, следовательно, существует проблема скатывания аудиторной демократии к «шумпетеровской», при которой граждане перестают участвовать как в митингах, так и перестают интересоваться политикой в целом;
- концепция аудиторной демократии, к сожалению, не обладает ни простотой, ни лаконичностью изложения идей, напротив республиканизм как основа аудиторной демократии представляет собой недоработанную и «сырую» политическую теорию;
- единственным каналом коммуникации становится телевизор и/или социальные сети.