Композиция кадра — один из диалектов киноязыка, на котором ты говоришь со зрителем. Грамотное построение позволит не только выглядеть картинке лучше, но и обратить внимание смотрящего на нужные тебе вещи.
Сегодня мы затронем тему фрейминга, как одного из простых и эффектных приёмов компоновки кадра.
Что за фрейминг и зачем помещать в рамку?
Говоря о рамочной композиции, мы не имеем в виду рамку в прямом смысле слова. Это было бы слишком просто.
Фрейминг — это заключение снимаемого объекта в некую "рамку" из других объектов в кадре.
Вспомни ту популярную сцену танца Джокера на лестнице из одноимённого фильма — сразу всё поймёшь.
Киноделы используют такой приём для разных целей:
- Первая и основная — сфокусировать внимание зрителя на объекте съёмки;
- Вторая — показать глубину кадра;
- Третья — создать чувство целостности;
- И последняя, но не менее важная — придать кадру художественности: усилить настроение, подчеркнуть состояние главного героя, отношения между ним и окружающими и т.д.
Как и для чего следует обрамлять?
Существует довольно много способов выстроить рамочную композицию. Основной критерий выбора — снимаемый объект.
Single
Классика — заключать в рамку один объект съёмки. Причём существует несколько способов это сделать.
- "Чистый" сингл, когда в кадре появляется только один объект. Нет ни единой части чего-то другого. Хороший способ передать изолированность героя или объекта.
Прямо как в сцене прогулки персонажа Райана Гослинга из фильма "Бегущий по лезвию 2049".
- "Грязный" сингл включает элементы другого снимаемого объекта. Но основной фокус всё равно остаётся прежним. Снимая такой, ты хорошо можешь показать глубину кадра.
Отличной иллюстрацией будет шот с ногой из картины "Выпускник" Майка Николсона.
Вне зависимости от типа сингла, ты можешь комбинировать съёмку с разными планами кадра.
Two Shot
Такой тип рамочной композиции, когда в кадре помещаются сразу два хорошо видимых объекта съёмки.
Благодаря "Two Shot" ты можешь показать взаимоотношения между персонажами: противостояние, дружба, любовь и т.д.
Посмотри на сцену из фильма "К северу через северо-запад". Хороший пример "парного" фрейминга.
Есть также и Three Shot, Four Shot... или Crowd Shot для совсем масштабного кадра. Повторяться не будем, логику ты уловил.
Over-the-shoulder (OTS)
Кадр, снятый через плечо, можно назвать неким гибридом "грязного" сингла и "парного" фрейминга. Однако в отличие от последних, мы не просто фокусируемся на объекте, а видим картину с разных сторон.
Если тебе необходимо заставить зрителя почувствовать себя в кадре, то можешь использовать.
Такой классический приём можно заметить во многих картинах. К примеру, сцена из фильма "Мастер" с Хоакином Фениксом в главной роли.
Point of View (POV)
Иногда требуется показать картинку из первоисточника.
Благодаря кадру от первого лица ты можешь подарить зрителю поистине интересный опыт.
Показать мир можно абсолютно любыми глазами: человека, животного или чего-то совсем другого.
Insert shot
Это чёткая концентрация на каком-то значимом для сюжета объекте. Причём подобного рода съёмка может комбинироваться как с первым, так и с третьим лицом.
Хороший пример — кадр из фильма "Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники", в котором зрителю показывают флакон с духами.
Соедини всё вместе
В одной сцене могут использоваться почти все виды фрейминга. Лучшее решение для организации такого многообразия — раскадровка. Никогда не забывай про этот важный пункт препродакшена.
Можешь чекнуть специальный сервис "The Ultimate Shot Listing Software" от StudioBinder, который поможет подробно описать все кадры и удобно организовать их в нужном порядке.
Больше постов и новостей о сфере кинопроизводства ты найдёшь у нас в телеграм-канале