Из подвала тянуло затхлостью или даже тухлятиной. Иногда мы находили там дохлых мышей и крыс, считали, что они туда попадали откуда-то сверху, не могли выбраться и дохли от голода. Подвал представлял собой идеальную бетонную коробку – все стык в стык, никаких нор нет, если какое-то животное там окажется – без посторонней помощи не выберется.
В подвал было два входа – люк в кухне под столом и еще один люк в прихожей. Мы пробовали хранить в подвале еду и старую одежду, но еда там быстро портилась, а вещи отсыревали и превращались в хлам. Мать считала, что это из-за плесени, которая образовалась на стенах подвала, потому что нет вентиляции.
Когда делали ремонт и меняли пол, решили, что этот подвал нам не нужен. Заливать его бетоном не стали, просто положили сверху новый пол во всех комнатах, уже без всяких люков, так что подвал оказался наглухо замурованным.
Во время ремонта мы жили в городской квартире. После возвращения расставили мебель, вечером легли спать. Родители спали на втором этаже, а я – на первом. Ночью я сквозь сон услышал странные звуки – как будто кто-то водит ножом или гвоздем по камню. Эти звуки продолжались долго. Через какое-то время до меня дошло, что они доносятся из подвала. Как будто кто-то скребет чем-то железным по его потолку. Высота подвала – больше двух метров, так что надо либо иметь высокий рост, либо прикрепить гвоздь или нож к палке, чтобы так царапать потолок.
Мне стало жутко. Включил свет – звук не утихал, только теперь слышался в другом конце комнаты. До самого утра в подвале кто-то скребся, а я как ребенок, боялся слезть с кровати или выключить свет.
Наутро я рассказал об этих звуках родителям. Отец решил заночевать в гостиной на первом этаже, чтобы доказать, что мне все это просто пригрезилось. Скребущие звуки начались в полпервого ночи. Отец прилег ухом на пол, сказал: звуки точно идут из подвала.
Стали думать – что это? Или кто? Предполагали, что в подвал неведомым образом забрался кто-то из пьяных соседей, мы его не заметили, и он теперь там страдает. Но мы после завершения работ отсутствовали больше недели, вряд ли он бы там выжил. Вскрывать пол – значит, делать новый ремонт, на который нет денег. Да и, надо признаться, не очень-то нам хотелось проверять природу этих звуков.
В общем, я теперь туда стараюсь не ездить, предпочитаю жить в городской квартире. А отец говорит, что ночные звуки продолжаются. Ему даже кажется, что они становятся отчетливее – как будто кто-то невидимый понемногу проделывает себе путь наверх.