Трагедия в Татарстане вызвала огромный резонанс. Начали активно пересматривать схему выдачи лицензий на оружие (в том числе людям до 21 года), систему охраны в школе.
Давайте по порядку.
Что касается вариантов "наверное, парня серьезно обижали в школьные годы, и он решил отомстить" и "во всем виноваты игры", которые активно обсуждались в комментариях под этой статьей. Начнем с того, что негативное влияние игр в большинстве случаев преувеличивают. Я знаю много замечательных людей, которые никогда никого не только физически не обидели, но даже голоса ни на кого не повысят. И это не задавленные и забитые жертвы с подавленной агрессией, а полноценные члены общества, вполне состоявшиеся. Да, они часто играют в "стрелялки". Ровно так, как многие мальчишки в детстве играют "в "войну" - это было всегда. И, наверное, будет. Плохо ли это или хорошо - уже другой вопрос. Это внутренний инстинкт. Если рассматривать негативное влияние игр, то можно назвать тот факт, что кое у кого они порой создают представление об излишней легкости бытия и, самое главное, о возможности повторения - скажем так, реинкарнации. Если тебя "убили", ты можешь запросто все переиграть и как бы заново возродиться. У некоторых подростков возникает ощущение иллюзорности смерти, чем пользуются в своих целях некоторые личности, которые берут их "на слабо", подталкивая к самовыпиливанию, выражаясь современным сленгом.
Кстати, Ильназ Галявиев, устроивший эту бойню, тоже собирался "самовыпилиться" после содеянного. После того, как прямо объявил себя богом.
Но потом то ли сил не хватило, то ли... он не собирался делать этого на самом деле. Заметьте, он вышел сдаваться, демонстративно подняв руки и без оружия (обратное могло бы послужить сигналом к уничтожению вооруженного преступника).
Теперь насчет выдачи оружия только после 21 года. Думаю, в этом случае наступление определенного возраста не является гарантией того, что у человека в голове окончательно сформируется правильная схема. У кого-то это не происходит никогда. Но многие и в 17-19 лет бывают настолько самостоятельными, разумными и логично мыслящими, какими некоторые не становятся и к шестидесяти.
Уже появилась информация о том, что у Галявиева... заболевание головного мозга. Однако на учете он не состоял и 28 апреля получил разрешение на оружие. Видео первого допроса не выкладываю - там через слово идет ненормативная лексика. Но при просмотре возникает ощущение, что человек либо находится под воздействием каких-то веществ, либо... Окончательный диагноз озвучат специалисты-психиатры.
Избежит ли он наказания? Вспомним выпущенных в последние годы на волю преступников, маньяков (кто не в курсе - забейте в поиск "скопинский маньяк", "сантехник с топором" и пр.), в том числе на протяжении нескольких лет державших в неволе заложницами девушек, а потом из тюрьмы писавших им письма. Кое-кого отпустили досрочно, по амнистии. Представьте себе состояние жертв, узнавших, что скоро обидчик выходит на свободу и сможет свободно ходить по тем же улицам.
Вспомним также историю об убийстве четырехлетней Анастасии Мещеряковой: няня, которую оставили дома с ребенком, отрезала ему голову, а потом разгуливала с ней по городу, ездила на метро, угрожая взорвать себя. Итог? "Женщина не предстанет перед судом, так как признана невменяемой и нуждается в принудительном лечении".
Ребенка родителям уже никто не вернет. Как и детей, которые ушли в 175-ю гимназию и уже никогда не вернутся домой.
Повторю также то, о чем писала в прошлый раз: нужно обратить серьезное внимание на то, кого и как мы готовим в учителя. Многие действительно идут туда по призванию и вызывают только уважение. Сегодня видела интервью учительницы из той же школы - она сказала: "Лучше я, чем дети" и защитила бы их, не задумываясь. Но я, к сожалению, знаю многих выпускников, которые пошли в педколледжи и вузы "от отчаяния" или выбрав наиболее легкий путь. Недалеко от моего дома находится педагогический институт (бывшее училище). Порой уши вянут, когда рядом проходят студенты: они изъясняются трехэтажным матом. И курят. То же самое, кстати, делают дети из соседней школы, нимало не стесняясь (раньше хотя бы отходили за угол). Да, в юном возрасте в определенных кругах считается, что ты крутой, если умеешь смолить и нецензурно выражаться, особенно в присутствии взрослых. Но когда ты становишься постарше, уже пора, наверно, понять, что крутость состоит совсем не в этом?
Виноват ли буллинг в масштабных трагедиях? Мало кому, я считаю, помогали советы в духе "не обращай внимания на издевательства". Дети, на протяжении долгих лет подвергающиеся травле, обычно становятся либо взрослыми с испорченной психикой, либо людьми, которые, когда вырастают, считают себя вправе отыгрываться на других (как когда-то поступали и с ними), калеча жизни близких (иногда и с применением физического насилия) и свою собственную - вряд ли они становятся счастливыми, превратившись в абьюзеров, как бы это ни выглядело со стороны. И лишь немногие могут рационально подойти к ситуации. Случаи, когда "после этого я решил все изменить, пошел в спортивную секцию и стал чемпионом мира", единичны.
Ректор вуза, где учился Галявиев, говорит, что "мальчик не был забитым", но был спокойным и погруженным в себя, как многие будущие айтишники. Кое-кто даже пытается обвинить педсостав в том, что не разглядели будущего убийцу. Но каждому в голову не влезешь.
Я считаю, что в случае откровенной травли нужно обязательно обращать на это внимание. В комментариях к прошлой статье люди писали, что детей часто обижают не только словесно, но и портят одежду, а то и могут побить. Самое страшное, что учителя, к которым обращаются за помощью, не хотят выносить сор из избы. А к чему может привести тактика "разбирайтесь сами"?
Вспомним, опять же, нашумевшее убийство, которое случилось прошлой осенью из-за перепалки родителей в чате. Кто-то высказался чуть резче, чем надо, кто-то посчитал это оскорблением и позвал "обидчика" на разборки, пригласив защитников. Итог: один погиб (Роман Гребенюк), другой за решеткой, его сестра обвиняется в подстрекательстве.
Все мы сейчас дестабилизированы, у каждого есть какие-то болевые точки. Пандемия внесла свою лепту в общий настрой.
В общем, проблема масштабная. И с ней надо что-то делать. Причем прямо сейчас.
И, наверное, психологам (особенно школьным) стоит обращать внимание на тревожные сигналы. Иначе будет поздно.