Найти тему

Нина Соколова: 27 суток под водой ради прорыва блокады

фото из архива Кронштадского морского музея
фото из архива Кронштадского морского музея

Нина Васильевна Соколова в 1939 году стала первой в СССР женщиной-водолазом. Но в историю ее имя вошло не только поэтому: Нина Соколова была автором идеи и участницей строительства "Кабеля жизни", Ладожского трубопровода, который в тяжелейшее время блокады снабжал горючим и топливом Ленинград и войска Ленинградского фронта. Это был первый в мире подводный трубопровод.

Она родилась в 1912 году в г. Череповце в многодетной семье, с ранних лет помогала матери. После окончания школы поступила в Ленинградский институт водного транспорта и после его окончания попала в бригаду особого назначения, занимающуюся подводными работами во время строительства порта г. Сочи. Именно тогда Нина познакомилась с водолазным делом. Для контроля хода работ она впервые осуществила погружение в снаряжении, вес которого в два раза превышал ее собственный. Нину направили на курсы усовершенствования специалистов водолазного дела. Для того, чтобы получить разрешение на спуски под воду до глубины в 10 метров ей понадобилось личное разрешение М.Калинина, председателя Президиума Верховного совета РСФСР.

Свою службу Нина начала в холодном Баренцевом море в 1939-м году, а к началу Великой Отечественной войны она была уже главным инженером подразделения, которое восстанавливало подводные коммуникации после бомбежек, поднимало затонувшее оружие, продукты, технику... Работали они в тяжелейших условиях: под обстрелом, среди осенних балтийских штормов, при суточной норме хлеба в 300 грамм. Многие из них оказались контужены прямо в воде от близких разрывов немецких бомб. За всю войну группа Нины Соколовой подняла со дна 4 тысячи мешков с зерном, которые направлялись в голодающий город.

Весной 1942 года вопрос, как по дну перейти Ладожское озеро, стал в буквальном смысле вопросом жизни и смерти: в Ленинграде, который душила блокада, горюче-смазочных материалов оставалось на 100 дней. До этого осенью 1941 года водолазы проложили по дну озера телефонный кабель и Нине пришла в голову идея проложить таким же путем по дну озера и бензопровод. После одобрения идеи Соколовой началось строительство началось у Осиновецкого маяка: там на берегу был лес, в котором можно было спрятать сотни строителей, транспорт, оборудование и трубы.

источник: https://wwii.space/05-05-42-начало-строительства-ладожского/
источник: https://wwii.space/05-05-42-начало-строительства-ладожского/

Работать нужно было очень быстро и в условиях строгой секретности, при том, что опыта сооружения подобных трубопроводов до этого времени не существовало. Задание было выполнено за 43 дня. Трубопровод протяженностью 29 км (из них подводная часть – 21 км) проложили на глубине до 35 метров. Часть труб (внутренний диаметр 101 мм) для Ладожского трубопровода была доставлена с Ижорского завода. Примерно треть от всех труб были длиной 5—7 м с толщиной стенки 7—8 мм, имеющих на концах резьбу и муфту. Резьбовые соединения для обеспечения надёжности обваривались сваркой. Остальные две трети труб резьбы не имели (толщина стенок составляла 4,5—5,5 мм) и соединялись между собой сваркой.

За общее время эксплуатации трубопровода (с июня 1942 по март 1943 года) в осажденный Ленинград через Ладогу поступило около 50 тысяч тонн бензина. После снятия блокады труба была заморожена. Об «артерии жизни» немцы так и не узнали.

Во время работ на Ладоге Нина Соколова была дважды ранена. Ее личный счет под водой – 644 часа, то есть почти 27 суток. Позже она участвовала в разминировании подводных мин и расчистке завалов. После войны она много лет преподавала в Высшем военно-морском училище им. Фрунзе и умерла в 2001 году, на 90-м году жизни.

Нина Соколова в центре. Источник: vk.com/club91256166
Нина Соколова в центре. Источник: vk.com/club91256166