Найти тему

Гуляю по Москве. Замоскворечье - калейдоскоп стилей

Вы вместе со мной погуляли по Москве, посмотрели на дома в стилях Русское Узорочье и Псевдорусский. Сейчас я хочу сделать калейдоскоп - собрать много стилей за одну прогулку. Гулять будем по Замоскворечью, которое я незаслуженно забыла и теперь влюбляюсь в него.

Начнем от метро Октябрьская, пройдем по Якиманке, свернем на Полянку, заглянем в Лаврушинский переулок, заберемся в Кадаши, выйдем на Большую и Малую Ордынки, переулком выйдем на Пятницкую улицу и отдохнув Климентовском переулке закончим прогулку.... с метро будем определяться по силам. Пройдя этим маршрутом мы увидим одиннадцать различных представителей архитектуры и десять стилей.

Почему-то мне захотелось найти множество стилей именно в Замоскворечье? Я, как-то считала, что это тихий уголок напротив Кремля и там много усадеб, да и как-то все не интересно. Потихоньку, шаг за шагом я шла туда и открывала каждый раз что-то новое.

Буду делиться своими открытиями. Начинаем? Пошли!

Не далеко от метро Октябрьская расположился, наверное один из прекраснейших образцов Псевдорусского стиля, дом игрушка, дом Игумнова.

Интересы Игумновых были в основном на Большой Ярославской мануфактуре, но после смерти главы семьи в 1881 году, его сын и наследник принимает решение построить себе дом в Москве и заказывает проект ярославскому архитектору Н.И. Поздееву, более подробно в статье про Псевдорусский стиль.

Идем до 1-го Спасоналивкинского переулка и по нему выходим на улицу Большая Полянка к дому 45 и любуемся Особняком Новиковых-Свешниковой построенного в стиле Модерновской псевдоготики. Разные слухи ходили про этот дом, еще одна страшилка Замоскворечья, и про повешенного архитектора и про убитых мать с младенцем. Опираясь на народное творчество Викентий Вересаев написал рассказ про этот дом, прочитав его можно узнать все что говорила народная молва про этот дом. Рассказ коротенький и мистическо-страшный.

  На одной из больших улиц Замоскворечья стоит вычурно-красивый, угрюмо-пестрый дом. Вот что рассказывают про этот дом. Его выстроил для себя один богатый сибирский золотопромышленник.

Даже сейчас, до сих пор легенды живы. Люди готовы рассказать про купеческую дочь, сбежавшую от отца, но за непослушание замурованную в стену башни. Говорят и о, якобы, покончившим с собой в этих стенах архитекторе особняка … Вообще не все так плохо было, но обо всем по порядку: Изначально тут стоял деревянный дом священника Успенской церкви, позднее на этом участке возводит каменный дом купец Батурин и путем многочисленных смен владельцев достается В.В. Новикову – купцу и совладельцу компании, торговавшей бумажными прядильными изделиями на китайгородской Богоявленской линии. Новиков, как и многие купцы занимался общественной деятельностью, был попечителем «Дома презрения и ремесленного образования бедных детей». То что мы видим сейчас, по большей части построили уже дети Новикова – Алексей и Вячеслав они и заказали проект зодчему Сергею Михайловичу Гончарову. Интересно то, что архитектор принадлежал к старинному дворянскому роду Гончаровых и был родственником жены Пушкина Натальи Николаевны, а его дочь – Наталья Сергеевна – стала весьма известной художницей. Готики не было в проекте С.М Гончарова, это был дом с плоской крышей, слева от центральной оси фасада планировался ризалит с завершением в виде фигур, а в правой части, на месте нынешнего небольшого оконного проема видна проездная арка. Предполагается, что готические элементы появились на особняке уже при новой хозяйке – К.Д.Свешниковой. Именно при ней была проведена реконструкция дома, которая включала в себя возведение помещения под зимний сад, устройство стрельчатого портала главного входа, ставшего в то же время и балконом. Уже в 1918-м году, особняк Новиковых-Свешниковых на Большой Полянке отдали под Дом пионеров им. Павла Андреева, в одном из многочисленных кружков которого занимался ставший в будущем известным скульптором Михаил Аникушин (памятник Чехову в Камергерском переулке)

Дальше идем по Б.Полянке, проходим любимейший мною Храм Григория Неокесарийского в Дербицах. Ярчайший представитель Русского Узорочья. Своё начало храм берет в глубокой древности, аж в XV веке при Василии II, который в благодарность за чудесное избавление из ордынского плена, дал обет построить церковь. Роспись храма была поручена лучшим царским изографам во главе с прославленным Симоном Ушаковым. Именно тут Алексей Михайлович венчался со своей второй женой Натальей Нарышкиной и крестил своего сына Петра (информация из истории храма, ряд историков предполагают иное). Чуть подробнее о храме в моей статье про стиль Русское Узорочье.

За ним, аккуратно дворами выходим к М. Толмачевскому переулку и по нему доходим до набережной, поворачиваем на право и по Кадашевской набережной проходим до 1-го Кадашевского переулка. Вперед, навстречу с прекрасным в самое сердце Кадашей.

 вид с Кадашевской набережной
вид с Кадашевской набережной

Впервые с Кадашами я познакомилась в книге А.А Говорова "Книжники петровской поры" издательство МПИ Москва 1989г., которую мне подарила моя учительница английского языка, со словами: - "я думаю, тебе понравится". Понравилось! Как не просто, спустя почти 30 лет, вспомнить место в книге, где я познакомилась с ними, ничего перечитала и нашла:

В начале Пятницкой улицы, где надо съезжать с бревенчатого Балчуга на глинистый скос набережной, где возле фартины с жестяным мужиком, бьющимся на ветру, стоят понурые лошадки, там стучит-гремит своими станками царева швальня - Суконный двор. Если же прислушаться, то в предосенней теплой тишине, когда уже птицы не щебечут и кузнечики не трескотят, из каждого двора слышится приглушенный рокот и снованье.
Это славная Кадашевская слобода, которая на все Российское государство валяет войлоки и сукна, ткет посконину и полотно. Давным-давно, при Грозном еще царе, здесь жили бондари - кадаши. Кадки они мастерили, корчаги, лохани, боченки-окоренки, потому и получила свое название Кадашевская царская слобода. Но после великой Смуты на выгоревшем пустыре обосновались уже другие люди - ткачи, портошвеи, сукновалы, швальники и те, кто торгует хамовным товаром, тканью всякой, суконным добром.
Здесь производили льняные убрусы, полотенца, скатерти, холсты кудельные, пологи на кровать, да мало ли всего добра - опись их товаров насчитывает триста статей. При царе Петре Алексеевиче стали кадашевцы ткать парусину.

Именно тут, напротив Кремля, среди слобод, лугов и болот притаилась Кадашевская слобода.

Из книги "История Московских районов. Энциклопедия" издательство АСТ 2006: "....Кадашево, память о котором осталась в названиях Кадашевских набережной и переулков. Впервые село упоминается в духовной грамоте Ивана III 1504г. К середине XVIв. здесь образовалась Кадашевская слобода. О происхождении слова "кадаш" в литературе были высказаны четыре разных мнения. По одному, оно происходит от слова "кадка" - здесь якобы жили кадочники (бондари). По другому - от татарского слова "кади" (судья). Тут якобы селились татарские судьи и производили суд и расправу над обитавшими в Москве татарами. Третья версия учитывает тот факт, что в слободе жили ткачи, и производит ее название от слова "катать"-мыть ткани. Наконец, последняя гипотеза выводила этимологию слова "кадаш" от тюркского "товарищ, свободный человек" и объясняла, что слобода являлась поселением свободных людей."

Вот четыре версии, выбираем любую.

На территории Кадашевской слободы находилось много храмов. В XV веке были построены церковь Иоакима и Анны, именно она и дала название одной из главных улиц Замоскворечья - Якиманке и церковь Воскресения Христова.

Современный вид
Современный вид

Позднее, в XVI-м веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве. Все храмы были перестроены на каменные во второй  половине XVII века, но не все дожили до нашего времени. Почти с самого начала, храм Воскресения Христова становится как бы центром – напротив Успенского собора в Кремле, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, чем не центральное место, чем не доминанта Замоскворечья, чем не важное стратегическое положение.

Так как этот район был часто подвержен разливам Москвы-реки, одно название Болотная площадь говорит о топкости этих мест. Подтопления упоминаются и у "певца Замоскворечья" И.Шмелева, поэтому не удивительно и первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Церковь Воскресения Христова является выдающимся памятником Московского барокко.

Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом.

Церковь  входит в основные издания, посвященные истории русской архитектуры, и в наши дни привлекает внимание своей красотой, являя высоту русского художественного гения.

Храм прекрасен в своем внутреннем убранстве, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. Росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы – Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин – один из лучших учеников Симона Ушакова. В храме был один из самых больших колоколов, который сейчас в звоннице Большого театра. А какой вид с колокольни!

Спустившись в колокольни и двигаясь по 1-му Кадашевскому переулку выходим к Третьяковской галерее и сворачиваем во двор Дома Писателей и видим припрятанные от глаз палаты Титовых.

Памятник архитектуры XVII-XVIII веков. Немного отступлю, палаты это отдельный вид архитектурного искусства. Палаты это образцы жилой застройки в Москве XVI-XVIIвв. Каменные! жилые дома, часто с деревянным верхом, с большим погребом, осколок чей-то жизни сохранившейся до настоящего времени. Мне, как обывателю казалось, что палат в Москве осталось мало - ну там Бояр Романовых, ну Старый Английский двор - да и все, но чем больше я гуляю по городу, тем больше я понимаю, как я ошибалась - палаты есть, палат много. Многие хорошо сохранились, во многих музеи. Вот и в палатах думного дьяка Разрядного приказа (военного управления), приближенного царя Алексея Михайловича Семена Степановича Титова находится музей "Стрелецкие палаты", несмотря на постоянную смену хозяев палат, здание сохранило свой исторический облик.

Реставрация
Реставрация

Пошли в музей.

Отдохнули, погуляли по музею

Теперь обойдя дом выйдем к Храму иконы Божьей матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке.

Современный вид
Современный вид

В XIV в. проходила тут дорога Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли еще и русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что эта местность, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. был выстроен каменный храм Спаса Преображения, а уже в1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившийся особами царствующего дома. В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову. Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм;

-13

а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

Алтарная часть храма
Алтарная часть храма

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена, об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма.

Алтаная часть
Алтаная часть

Необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки, нечто подобное есть и в Елоховском кафедральном соборе.

С лесенкой
С лесенкой

Не обошло этот храм и гонение, в начале 1930-х годов он был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, но чудо - интерьер хорошо сохранился, благодаря размещенному тут запаснику Третьяковской галереи. Церковь стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году.

Полюбовавшись Ампиром, пройдя немного по Большой Ордынке мы увидим пену кружев Храма святителя Николая Мирликийского в Пыжах

Храм получил свое название по имени полковника стрелецкой слободы Богдан Климентьевич Пыжов. Храм украшен пышным антаблементом, пирамидой кокошников и луковичным пятиглавием. По мнению искусствоведов, храм является одним из самых оригинальных среди близких ему по времени возведения церквей с их непременной скульптурностью форм, живописным силуэтом и богатством декора. Кирпичная и белокаменная резьба поражают сложностью рисунка, тонкостью и совершенством исполнения, причем ни одно из обрамлений окон второго яруса не повторяется дважды. О нем более подробно я писала в статье про Русское Узорочье.

Обойдя храм, с его алтарной стороны, в глубине тихо притаилась Усадьба. Усадеб в Замоскворечье много, именно таких, про какие писал Н.А. Островский.

одна из усадеб Замоскворечья
одна из усадеб Замоскворечья
Есть и такая усадьба
Есть и такая усадьба

Тихие дворики, по весне утопающие в кустах сирени. А вот и сам Дом-Музей Н.А. Островского.

Наверное вот так он выглядел во времена писателя

Именно в этом доме 31 марта (12 апреля) 1823 г. в семье чиновника-юриста родился Александр Николаевич Островский. Александр Николаевич принадлежал к среде небогатого духовенства. Его дед был протоиереем Благовещенской церкви в Костроме. После окончания духовной академии определился на службу, впоследствии занимался частной адвокатурой. Мать писателя Любовь Ивановна была дочерью пономаря и просвирни. Главный дом усадьбы был сооружён по типовому, для того времени проекту домов послепожарной Москвы, О.Бове. Немного в глубине от красной линии улицы, первый этаж из камня и деревянный мезонин. Рядом с особняком был разбит небольшой палисадник. Помимо главного дома на территории усадьбы есть хозяйственные постройки, расположенные в глубине участка.

Выдающийся режиссёр современности Г. Товстоногов отметил, что «время А. Н. Островского только наступает. Всё больше он будет необходим в своём великом наследии, и всё зависит от того, как театры, в частности, режиссёры будут находить пути к его современному звучанию».

Как писал А.Н. Островский в своем "Замоскворечье в праздник": «В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров... Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины. Идя по улице в этот час дня, вы можете любоваться этими картинами направо и налево. Вот направо, у широко распахнутого окна, купец с окладистой бородой, в красной рубашке для лёгкости, с невозмутимым хладнокровием уничтожает кипящую влагу, изредка поглаживая свой корпус в разных направлениях: это значит по душе пошло, то есть по всем жилкам... Потом и чай убирают, а пившие оный остаются у окон прохладиться и подышать свежим воздухом».

Про усадьбы Замоскворечья можно писать еще много лет и все мало. Их много, не просто много, а каждая с историей. В Замоскворечье жил Лев Толстой, а Анна Ахматова жила в доме у писателя Виктора Ардова в свои приезды. Несмотря, на некоторую удаленность от "деловой части" города, Замоскворечье оставалось тихим районом, который облюбовали состоятельные люди. Это позволило расцвести ему, например первый хозяин следующего дома "В мае 1762 г. "доброхотный и боголюбивый вкладчик" К.М.Матвеев обратился к Московскому митрополиту Тимофею с прошением, в к котором выражал желание желание вместо "настоящей каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы" вновь на том же месте "обширную каменную своим коштом разобрав построить", речь о Храме священномученика Климента Папы Римского, но сейчас не об этом.

По Голиковскому переулку выходим на Пятницкую улицу и смотрим сразу на два дома. Начну с красного.

Современный вид
Современный вид

В VIII веке на этом месте стоял дом купца К.М. Матвеева, который в свою очередь был возведен на месте более старого строения. По смерти купца, его наследники в 1803гг перестроили дом в стиле классицизм, а после 1812 года продали городу. Уже в 1818 году тут разместилась Пятницкая Полицейская часть. Дом был трехэтажным, четким, статным, солидным. В 1820 году над домом построили пожарную каланчу, которая простояла 100 лет, рядом было построено арестантское помещение.

А теперь повернём голову направо, милый, нежный, любимый модерн!

Красавец
Красавец

Если мы видим Модерн, то ищем архитектора, находим Л.Кекушева - ищем львов!

Владельцами, этого, построенного Л.Кекушевым в 1894 году, дома был почетный гражданин Трифон Коробков. В 1899 году здание вновь расширили: за счет пристроек его площадь увеличилась в 3 раза, но основное здание не тронули.

Я не буду подробно писать про Л.Кекушева, его творения и его модерн, это готовая тема для новых походов.

Устали? Еще совсем чуть-чуть. Просто повернув в Климентовский переулок, дойдем до пересечения с Садовнической улицей и вот мы на месте -

Доходный дом М. И. Бабанина — Ш-образное восьмиэтажное здание построенное в 1913 году по проекту замечательного архитектора Эрнста-Рихарда Карловича Нирнзее. Когда-то самый высокий дом в Замоскворечье. Дом построен для купца М.И. Бабанина. Дом необычен своими фасадами.

Фасад с переулка
Фасад с переулка

Что характерно, фасад на Климентовский переулок, был главный, а на Садовнический проезд - дворовый. Фасады обильно декорированы. Дом был создан по последнему слову техники того времени, в доме были лифты и центральное отопление. Дом - огромный городской комплекс, в нем были продуманы в подвалах различные службы для нужд жителей. Нельзя ни сказать хоть слово про архитектора - Э.К. Нирнзее - автор почти всех небоскребов/тучерезов, как тогда говорили в Москве. Почти все дома были выше 8 этажей (помним, что потолки 2,5 метра - чуть позднее появились). Из верхних окон открывался замечательный вид на город. Именно на крыше одного из домов Нирнзее снимали знаменитую сцену из "Служебного романа" - разговор на балконе в зарослях Калугиной.

На этом все, тихо идем к метро Новокузнецкая или обратно по Климентовскому переулку к станции Третьяковская или на трамвае........

Устала - да! Счастлива - очень, посещение колокольни - праздник! Надеюсь понравилось.