Найти тему
Юрфак .ру

Особенности российского федерализма

Оглавление

Раскрывая вопрос об особенностях российского федерализма необходимо прежде понять, что понимается под федерацией.

Федерация (от позднелат. federatio - союз, объединение) – это форма государственного устройства, когда из нескольких государств создается одно

Путь развития федерации => эволюционный (исторически меняется внутренняя сущность федерации государства, и оно, постепенно развиваясь, переходит па путь федерации).

Общие особенности российского федерализма

•сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала

•Является сравнительно молодым федерализмом

•современный российский федерализм, необходимость его сохранения и дельнейшего развития опирается, прежде всего, на учет трех объективных моментов:

1.огромных размеров территории страны;

2.многонациональности структуры и состава ее населения;

3.большого разнообразия условий и возможностей развития регионов.

Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти, с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов. Суть таких отношений определяется разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов

В соответствии с ч.3 ст.11 Конституции РФ такое разграничение осуществляется:

-Конституцией РФ

-Федеративным договорам

-Иными договорами

Центральные органы федерального государства не могут обладать всеми полномочиями по управлению страной, они обязаны делиться этими полномочиями с субъектами федерации, но при этом важно избегать как чрезмерной централизации, так и безграничной децентрализации государственной власти. Так, разработаны следующие модели решения данной проблемы:

1) исключительная компетенция федерации;

2) совместная компетенция органов власти федерации и ее субъектов;

3) компетенция субъектов федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации раскрывается статьями 71-73 Конституции Российской Федерации.

Более детально вопросы разграничения полномочий регулируются ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

К исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства:

В области государственного строительства к ведению Федерации относятся следующие вопросы: принятие и изменение Конституции Российской Федерации, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, их формирование и некоторые другие предметы.

В социально-экономической сфере :определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, национального развития России и другие вопросы. К ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Федеральные фонды регионального развития, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе также регулируются Федерацией в целом.

В сфере внешних сношений и обороны страны: внешняя политика и международные отношения России, оборона, безопасность и другие.

вопросы обороны и охраны границ: оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

•вопросы правоохранительных органов, метеорологии, статистической отчетности, утверждение государственных наград и почетных званий Российской Федерации.

Вопросы совместного ведения Федерации и субъектов

Статья 72 Конституции России устанавливает сферу совместной компетенции Федерации и субъектов. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов.

в области государственного строительства и защиты прав и свобод: обеспечение соответствия нормативных актов субъектов Федерации федеральному законодательству, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации местного самоуправления и системы органов государственной власти.

В области экономики и социального развития: разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; - координация вопросов здравоохранения, защита семьи;

•установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

К совместному ведению отнесены такие отрасли права, как административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В Конституции Российской Федерации не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов. Отмечено, что они находятся вне пределов исключительного ведения Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов. Установленный Конституцией РФ, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий Федерации может корректироваться договорами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.

-2

Если статья для вас была полезной, будем рады видеть вас на наших телеграм каналах: для почитателей юриспруденции => https://t.me/jurfak_ru для тех, кто готовится к ЕГЭ => https://t.me/ege_na_100_2021